Саженцы древесных пород должны иметь ровный ствол, правильную (симметричную) крону и сильную хорошо разветвленную корневую систему.
Саженцы кустарников должны обладать мощной разветвленной корневой системой и надземной частью, сформированной из нескольких побегов в виде куста.
Крупномерные саженцы лиственных древесных пород должны иметь: общую высоту 3-4,5 м, высоту штамба (до начала кроны) 2-2,25 м; диаметр штамба на высоте 130 см - 4-12 см, диаметр кроны 0,8-2 м; число основных ветвей в кроне 6-10; диаметр корневой системы 0,7-1,3 м и глубину ее 0,5-0,6 м.
У саженцев древесных пород средних размеров указанные выше показатели должны быть равны соответственно: 1,5-3 м, 1-2 м; 2-4 см; 0,4-0,7 м; 4-7; 0,4-0,7 м; 0,4-0,5 м. У маломерных саженцев высота должна составлять 1-1,5 м; диаметр и длина корневой системы 35-45 см.
Крупномерные саженцы хвойных пород должны иметь общую высоту 1,5-2 м, длину и диаметр корневой системы после выкопки 50-70 см. Саженцы хвойных пород 5-8 лет, предназначенные для массовых посадок, должны иметь высоту 0,5-1 м; длину и диаметр корневых систем 30-50 см.
Саженцы кустарников выращивают в возрасте 2-3-5 лет. Они должны иметь: высоту надземной части 0,7-1 м; начало ветвления не выше 10-12 см; число основных ветвей 4-10; длину ветвей 0,4-0,6 м; диаметр корневой системы 0,4-0,5 м и глубину ее 0,3-0,4 м. У вьющихся кустарников (лиан) эти показатели должны быть равны соответственно: 0,4-0,6 м; не выше 8-10 см; 4-5; длину ветвей от 0,2 до 0,3 м и диаметр корневой системы 40-50 см.
В школах выращивают саженцы тех хвойных и лиственных пород, которые рекомендуются для разведения в определенном почвенно-климатическом районе, обслуживаемом питомником. В питомниках лесостепи выращивают саженцы хвойных пород - ели, туи, можжевельника, лиственницы, сосны, пихты и лиственных пород - липы, березы, тополя, дуба, клена, ясеня, ореха, рябины, ивы, черемухи, бархатного дерева, каштана, береста, граба, лещины, калины, бересклета, бирючины, смородины золотистой, облепихи, акации желтой, кизила, бузины красной, городовины, ирги и др.
В питомниках степной зоны ассортимент пород, выращиваемых в школах, можно расширить введением менее зимостойких, но вполне устойчивых в условиях этой зоны деревьев и кустарников.
Так, ассортимент хвойных пород в степной зоне можно дополнить тисом и кипарисовиком, а лиственных пород - акацией белой, гледичией, тополем Болле, платаном, каркасом, катальпой, шелковицей, кленом явором, вязом перистоветвистым, черешней, орехом грецким, скумпией, лохом, жимолостью, тамариксом.
Организовать севообороты в школьном отделении довольно трудно, так как здесь должны быть учтены особенности выращивания хвойных и лиственных, быстрорастущих и медленнорастущих древесных пород и кустарников, а также возраст выпускаемых саженцев.
Справочная литература указывает на установление отдельных севооборотов для хвойных пород, кустарников, быстрорастущих и медленнорастущих древесных пород.
Кроме того, имеются также указания о том, что севообороты нужно организовывать по срокам выращивания саженцев, т. е. вводить отдельные севообороты для саженцев с 3-, 4- и 5-летним сроком их выпуска. Введение таких севооборотов привело бы к сильному дроблению полей, что затруднило бы или сделало невозможным применение современных машин и орудий. При организации севооборотов в школьном отделении (как и в посевном) поля должны выделяться таких размеров, которые обеспечили бы возможность применения механизации при подготовке почвы, внесении удобрений, посадке, уходе за почвой в междурядьях и выкопке саженцев.
Такому требованию отвечает введение одного севооборота в первой школе, второго - во второй школе и третьего - в третьей школе, с 4-летним сроком выращивания саженцев в каждом. В первой школе саженцы выкапывают после 3-4 лет пребывания их в этой школе, во второй - в возрасте 7-8 лет, а в третьей школе саженцы реализуются, когда им будет 11-12 лет.
Только в северных районах лесостепи и лесной зоне, где деревья растут более медленно, для получения крупномерного материала (полувзрослых деревьев) саженцы выращивают в третьей школе не 4, а 6-8 лет. В этом случае для третьей школы соответственно увеличивают число полей (до 2-4).