Основную вспашку в школьном отделении проводят в лесостепи на глубину 30-50 см, а в степи на 35-65 см. В первой школе делают мелкую пахоту, а во второй и, особенно, в третьей школе почву пашут более глубоко, в пределах указанных глубин вспашки. Глубину вспашки определяют по размерам корневых систем саженцев, выращиваемых в данной школе. В питомниках с малой мощностью гумусового горизонта оборот пласта делают на всю глубину его залегания, с дополнительным разрыхлением дна борозды почвоуглубителем на требуемую глубину.
Для вспашки почвы в первой школе применяют обычные плуги, а во второй и третьей школах формирования саженцев используют плантажные плуги.
Важным условием вспашки является оборот пласта и достаточное его крошение. Во время вспашки верхний, распыленный, слой почвы с растительными остатками сбрасывается на дно борозды и накрывается нижним, структурным, слоем почвы. За промежуток времени до следующей вспашки распыленная почва приобретает нужную структуру, что является необходимым условием создания высокого агрофона в питомнике.
Вспашку в школьном отделении проводят глубже, чем в посевном. Это вызвано тем, что в школьном отделении выращивают саженцы, размеры которых в несколько раз превышают надземную часть и корневую систему сеянцев. Необходимо, чтобы почва во время вспашки была разрыхлена на глубину выкопки саженцев. Особенно нужна глубокая вспашка в питомниках степной зоны, где она обеспечивает накопление в почве влаги и экономное ее расходование. На глубоко вспаханной почве саженцы растут быстро и развивают мощную, хорошо разветвленную корневую систему.
В школьном отделении под основную вспашку поступают поля севооборотов из-под люцерны, сидеральных культур или участки полей после выкопки саженцев. При весенней или летней пахоте вслед за вспашкой или одновременно с ней проводят боронование почвы, а при осенней пахоте почву боронуют только в питомниках, расположенных в степной зоне.
Паровое поле в течение вегетационного периода подвергают трех-четырехкратной культивации и боронованию.
Обработку пара проводят по мере появления сорняков или почвенной корки. Если почва в паровом поле к осени сильно уплотнилась, то такой пар перепахивают на глубину 18-20 см. В районах лесостепи перепашку пара проводят плугами с отвалами, а в степных районах - плугами без отвалов и сразу же боронуют. Перед посадкой почву выравнивают и хорошо разрыхляют, применяя одно-двукратную культивацию и боронование, после чего ее маркируют.
Размещение саженцев в школе. Маркировку площади в школах формирования проводят с учетом размеров выращиваемых в них саженцев.
В первой школе саженцы размещают с расстоянием между рядами 80-100 см и в рядах 25-50 см. В производственной практике в первой школе наиболее часто применяют посадку саженцев с расстоянием 90x30 см. Во второй школе саженцы размещают на расстоянии 1X1 и 1,5x1,5 м; в третьей школе - на расстоянии 2x2 м. При этом во второй и третьей школах применяют квадратное расположение саженцев, что позволяет вести междурядную обработку почвы в двух направлениях - в продольном и поперечном. В некоторых питомниках в третьей школе в междурядьях выращивают саженцы кустарников, но в этом случае механизированный уход за почвой проводят только в одном направлении.
Подготовка растений к посадке. Как уже отмечалось, в первую школу высаживают сеянцы, укорененные или неукорененные черенки, отводки и корневые отпрыски. Сеянцы для посадки обычно берут из прикопки. Перед посадкой их сортируют, отбирая только такие, которые отвечают требованиям стандарта.
У отобранных сеянцев корни укорачивают, что способствует образованию разветвленной и мочковатой корневой системы. Для этого сеянцы складывают так, чтобы их корневые шейки были на одном уровне, и корни обрубают острым топором. Корни укорачивают у сеянцев древесных пород до 18-20 см, плодовых культур - до 12-18 см. У сеянцев в районах лесостепи оставляют более короткие корни, а в районах степи более длинные в пределах указанных размеров.
Производственный опыт показал, что укорачивание корней у сеянцев не снижает их приживаемости и способствует развитию мощной корневой системы. Посадка сеянцев с необрубленными корнями технически более затруднена. В этом случае чаще наблюдаются случаи загибания корней. К тому же у саженцев, выращенных из таких сеянцев, корневая система может быть разветвлена на глубине, недоступной для выкопки.
У сеянцев плодовых культур, которые высаживают в качестве подвоев, обрубают и надземную часть, оставляя стволики длиной до 20 см. У лесных и древесных декоративных пород укорачивают надземную часть только у переросших сеянцев.
У укоренившихся черенков, отводков и корневых отпрысков сломанные и оборванные части корней обрезают, а надземную часть оставляют полностью или укорачивают на 1/3 или 1/2 длины.
Анализ причин низкой приживаемости саженцев в первой школе показывает, что чаще всего это происходит потому, что в период от выборки сеянцев до посадки их в школу у них подсушивают корни. Известно, что в степных условиях в солнечный день на ветру мочковая часть корневой системы у сеянцев может погибнуть в течение нескольких минут. Поэтому необходимо тщательно оберегать корни от подсыхания. Для этого сеянцы, черенки, отводки и корневые отпрыски держат во временной прикопке или обкладывают влажной соломой и сверху накрывают матами, рогожами или брезентом.
Перед посадкой корни обмакивают в перегнойно-земляную жижу, что предохраняет их от подсушивания и благотворно сказывается на приживаемости и росте саженцев. Для приготовления перегнойно-земляной жижи перегной и почву берут в равных по объему частях. Перегной просеивают на металлическом сите с отверстиями 0,5-1 см.
Небольшое количество сеянцев можно обмакивать в перегнойно-земляную жижу в корытах, а большие партии посадочного материала - в ямах, которые копают для этого вблизи участка, отведенного под посадку школы. Глубина ямы 25 см. Дно ямы разрыхляют лопатой и туда же насыпают перегной. Смесь перегноя с гумусовой землей заливают водой и хорошо перемешивают. В перегнойно-земляную жижу необходимо также обмакивать корни отводков, укорененных черенков и корневых отпрысков. Обмакивают в жижу и корни саженцев перед посадкой их во вторую и третью школы.
Посадка. Посадку растений в школу проводят осенью и весной. Важно, чтобы весной растения были высажены в школу в ранние сроки до распускания почек, а осенью не позже чем за 2 недели до наступления зимнего похолодания. Если во время выкопки растений для осенней посадки в школу на них еще держатся листья, то их ошмыгивают.
В школу растения высаживают машинами и вручную. Сеянцы и укорененные черенки сажают машинами, отводки и корневые отпрыски большей частью вручную, под лопату. Также вручную высаживают саженцы во вторую и третью школы в предварительно вырытые лопатой ямки. В третьей школе выкопку ям под посадку саженцев можно механизировать, применив для этой цели навесной ямокопатель на тракторе.
Механизированная посадка растений в первой школе осуществляется лесопосадочной машиной, а также лесной сажалкой, на которой полозовидный сошник сдвигают на раме вправо до предела. Это делают для того, чтобы машина могла высаживать растения с расстоянием между рядами 90 см.
В небольших питомниках сеянцы в школу высаживают вручную в ямки, вырытые лопатой по шнуру. С трактором агрегатируют одну сажалку.
При использовании трактора не требуется дополнительного уплотнения высаженных растений, так как с одной стороны почву возле растения хорошо уплотняет колесо сажалки, а с другой - колесо трактора.
В степной зоне сеянцы высаживают на 3-5 см, а отводки и корневые отпрыски на 7-10 см глубже корневой шейки. В питомниках лесостепной зоны сеянцы размещают на 1-2 см, а отводки и корневые отпрыски на 4-6 см глубже корневой шейки. Укорененные черенки во всех зонах сажают глубже корневой шейки на 2 см. Неукорененные черенки размещают в почве школьного отделения так, чтобы одна верхняя почка находилась над землей.
Необходимо, чтобы при посадке были выдержаны размеры междурядий и прямолинейность рядов, что имеет большое значение для проведения механизированного ухода за почвой и выкопки саженцев.
В засушливых районах в питомниках с легкими структурными и хорошо увлажненными почвами следует отдавать преимущество осенним срокам посадки. Растения, высаженные осенью, лучше используют запасы влаги, накопившейся в осенне-зимний период, дают более высокую приживаемость и прирост. При этом лучше высаживать осенью не только сеянцы и укоренившиеся черенки, но и черенки неукорененные.
Опыты, проведененые В. А. Черствиным (1961) на Мариупольской лесной опытной станции (Донецкая область) в условиях обыкновенных черноземов, показали, что при осенней посадке стеблевые черенки тополя канадского длиной 30 см прижились на 98%, а длиной 20 см - на 87%. Толщина этих черенков была 8-12 мм. При весенней посадке черенки этого вида тополя дали приживаемость соответственно 71 и 62%.
Черенки тополя канадского длиной 30 см при различной толщине имели следующие показатели приживаемости: при осенней посадке черенки толщиной 5-7 мм приживались на 93%, толщиной 8-12 мм - на 99% и толщиной 13-15 мм - на 99%. При весенней посадке приживаемость черенков была равна соответственно: 67, 76, 82%.
Черенки тополя китайского длиной 30 см при осенней посадке прижились на 97% и длиной 20 см - на 85%; на весенних посадках показатели приживаемости были равны соответственно 96% и 86%.
Толщина черенков тополя китайского в пределах от 5 до 12 мм не оказывает существенного влияния на их приживаемость. Во всех вариантах опытов черенки прижились на 92-100%.
В опытах А. А. Краснюка и П. П. Чавченко, проведенных на Весело-Боковеньковской селекционно-дендрологической станции (Кировоградская область), в условиях обыкновенных черноземов, стеблевые черенки тополя белого, берлинского, канадского и китайского, заготовленные и высаженные в различные сроки, дали различную приживаемость.
Черенки для весеннего срока посадки были заготовлены 31 октября 1960 г. и хранились в зимний период в подвале. Из данных табл. 33 видно, что приживаемость черенков и рост саженцев зависят от сроков посадки. Черенки тополя белого, берлинского и канадского, заготовленные в первые два срока, дали низкую приживаемость, и саженцы от этих черенков росли слабо. Черенки тополя китайского только в первый срок посадки Дали низкую приживаемость и саженцы слабого роста.
Приведенный опыт позволяет сделать следующий практический вывод: в условиях степной зоны черенки тополя можно заготовлять и высаживать с 20 сентября и до конца октября. Также вполне удовлетворительные результаты дает ранне-весенняя посадка черенков, заготовленных в позднеосенние сроки.
Следует отметить довольно успешные результаты черенкования тополя белого. В литературе принято считать, что стеблевые черенки этого вида укореняются трудно. Поэтому вегетативное размножение его в производственной практике до последнего времени не применялось. Для тополя белого оптимальным сроком черенкования следует считать последние дни сентября и первую декаду октября. Высокую приживаемость черенков этого вида можно объяснить также и тем, что они были нарезаны из хороших хлыстов и высажены во влажную почву.
Представляют интерес опыты Е. П. Бойченко (1952) по посадке черенков тополя канадского, тополя туркестанского, тамарикса, чубушника обыкновенного и спиреи Ван-Гутта в позднеосенние сроки.
Он проводил эти опыты в условиях Приазовских черноземов Ростовской области. Черенки заготовляли в первых числах ноября и половину из них сразу высаживали, а вторую половину хранили в подвале в песке и сажали ранней весной.
Черенки длиной 25-28 см нарезали из однолетних побегов. Высаживали их так, чтобы над поверхностью почвы оставалась одна почка. Черенки, посаженные весной, поливали 2 раза, посаженные осенью - 1 раз (в апреле).
Черенки четырех пород осеннего и весеннего сроков посадки дали почти одинаковую приживаемость. Только черенки тополя туркестанского, высаженные осенью, имели приживаемость на 20% меньше, чем такие же черенки при весенней посадке.
Эту разницу в приживаемости можно объяснить тем, что черенкам весеннего срока посадки было- дано два полива, а осеннего срока - один полив.
Данные научных исследований и большой производственный опыт убеждают в целесообразности высаживать неукорененные черенки не только весной, но и осенью. При осенних посадках отпадает необходимость в зимнем хранении черенков. Но надо иметь в виду, что в бесснежные зимы с чередованием морозов и оттепелей на осенних посадках может произойти выжимание черенков. В этом случае рано весной, как только почва оттает, необходимо провести доуглубление черенков, т. е. посадить их на нормальную глубину.
Осенние посадки неукорененных и укорененных черенков, сеянцев и отводков в школу могут быть удачными только в том случае, если растения будут высажены во влажную почву. Для этого осенние посадки проводят на паровых площадках, а в сухой степи, кроме того, применяют подзимний и вегетационные поливы.
В питомниках с тяжелыми влагоемкими почвами в первой школе при осенней посадке высаженные растения окучивают на зиму. Также окучивают на зиму однолетние саженцы, что предохраняет их от выжимания и подмерзания корневой системы.
Выжимание происходит поздно осенью или рано весной при отсутствии снежного покрова и при сильных заморозках ночью и оттаивании почвы днем. Выжимание наблюдается также зимой во время оттепелей.
Весной во время первого ухода за почвой саженцы разокучивают.
Когда приходится закладывать школу на участках с бесструктурной или тяжелой по механическому составу почвой, то в таких случаях посадку растений следует проводить весной, так как при осенних посадках почвы заплывают и вызывают массовое выпирание высаженных растений.
Весной рекомендуется высаживать в школу орехи: грецкий, маньчжурский, серый и черный, каштан конский, гледичию, акацию белую, дуб и все хвойные породы.
Саженцы хвойных пород необходимо воспитывать во второй и третьей школах. Выкопку и пересадку саженцев хвойных пород в эти школы обычно проводят весной с комом, но многие производственники практикуют пересадку хвойных в августе, применяя меры защиты корней от подсушивания и частый полив высаженных растений.