В условиях длительного вегетационного периода при искусственном орошении, обилии света и тепла большинство древесных пород растет более быстро и в виде однолетних сеянцев употребляется в лесные и лесомелиоративные посадки. К числу их относятся прежде всего породы с большой и средней быстротой роста: тополи, ивы, акация белая, гледичия, платан, ясени, ильмовые, клены, каркас, орех грецкий и черный, пекан и др. Такие породы, как дуб, а в неблагоприятных условиях роста орех грецкий и даже платан чаще используются в лесокультурных целях в двухлетнем возрасте.
Хвойные породы обычно выдерживают в посевном отделении 2 года.
При очень хорошем развитии сеянцев, чаще в южных районах сосну эльдарскую, кипарис болотный оставляют в посевном отделении только 1 год.
При необходимости получения крупномерного, с хорошо развитой корневой системой посадочного материала целевого назначения (для обсадки ирригационной сети, дорог или при посадке рощ и защитных насаждений крупным материалом), в питомниках принята пересадка сеянцев в школьное отделение для получения саженцев. Пересадкой создаются условия для развития более мощной разветвленной корневой системы и более свободного роста и формирования штамба и кроны, при большей площади питания на одно растение.
Для дальнейшего доращивания в школу пересаживаются также нестандартные, но здоровые сеянцы однолетки (или двухлетки) лиственных и хвойных пород, особенно с большой и средней быстротой роста; больные - выбраковывают. При хорошем уходе и удобрении нестандартные сеянцы в 1 год достигают размеров стандартных саженцев и имеют соответственно развитую корневую систему.
Если посадочный материал предназначен для использования в лесных или лесомелиоративных посадках, то достаточна однократная его пересадка, т. е. доращивание его в первой школе с однолетним, реже - двухлетним (для медленнорастущих) стоянием. В отдельных случаях посадочный материал в первой школе может оставляться и до трехлетнего возраста (хвойные, липа и др.).
Посадку в школу производят весной до набухания почек (февраль - начало марта) или осенью, по окончании вегетации (ноябрь).
В большинстве случаев может применяться как весенняя, так и осенняя посадка (с помощью которой несколько уменьшается напряженность весенних работ в питомнике). На тяжелых влажных почвах, где возможно выжимание сеянцев морозом, рекомендуется весенняя посадка. Для хвойных лучший результат дает ранневесенняя посадка; при более поздней посадке приживаемость их значительно снижается.
Сеянцы высаживают в школу параллельными рядами, по шнуру; посадочные места в рядах определяют маркировкой.
Норма посадки сеянцев в школьное отделение на 1 га - от 58 тыс. при размещении посадочных мест 0,7X0,25 м до 83 тыс. при размещении 0,6X0,2 м. Для пород, выдерживаемых в школе до 3 лет, норма посадки снижается до 44 тыс. на 1 га, с размещением 0,7X0,35 м.
При больших объемах работ для посадки в школу можно использовать лесопосадочную машину. При малых объемах сеянцы сажают в ямки под лопату или бурав Розанова. Под меч Колесова можно высаживать только мелкий посадочный материал с узкой, компактной корневой системой.
При посадке в школьное отделение применяют сажалку на тракторе. Для мелких однолетних сеянцев может применяться четырехрядный навесной тракторный культиватор с установленными на нем окучниками. При этом культиватором нарезаются борозды нужной глубины, в которые устанавливают на нужном расстоянии сеянцы, немного присыпая их землей. При втором заходе культиватора окучники направляются между нарезанными бороздами для одновременной заделки сеянцев почвой и нарезке поливных борозд.
Перед посадкой сеянцы сортируют и высаживают в школу по сортам. Длина корневой системы должна быть не менее 25 см. Все поврежденные, загнившие, размочаленные корни удаляются. Обновлять срезы здоровых корней не рекомендуется, так как во время хранения на срезах начинает образовываться каллюс.
При пересадке в школу сеянцев хвойных пород особое внимание надо обращать на выкопку их из посевного отделения с возможно более полным сохранением корневой системы. При сильно укороченных корнях хвойные приживаются значительно труднее, чем лиственные, и дают больший отпад.
При посадке, особенно в сухую жаркую погоду, необходимо тщательно предохранять корневую систему от высыхания. Корневая система должна быть хорошо расправлена и равномерно распределена в ямке, без скручивания и загибов корней.
У лиственных пород одновременно с посадкой подрезают боковые побеги. Если надземные части их повреждены или подморожены, сеянцы лиственных сажают на пень (с оставлением одной-трех почек). При посадке в школу кустарников их срезают на пень. Корневую шейку при весенней посадке заделывают на 2-3 см, а при осенней посадке на 3-4 см глубже поверхности почвы.