Современные требования к мебели определяются ее удобством, прочностью, экономичностью, красотой.
Художественные приемы создания мебели должны быть простыми и выразительными, мебель должна обладать хорошими пропорциями и ясной формой, умело выявляющей декоративные свойства материала.
Формы мебели бывают простые и сложные. Простыми считают такие, которые состоят из одного объема (шкаф для платья и белья и др.). К сложным относят формы, в которых объединены несколько объемов (сервант, буфет и др.). Объемы могут быть соединены в одной форме мебели на принципе симметрии, асимметрии или обоих принципах.
Симметрия как средство гармоний выражает статичность, неподвижность, устойчивость, равновесие, покой. Асимметрия, наоборот, придает формам мебели динамичность.
Большинство форм мебели имеет симметрию по вертикальной оси. Если форма состоит из разных по величине объемов и они расположены асимметрично относительно обеих осей, то при композиции стремятся их зрительно уравновесить (пропорциональностью размеров, цветом, конфигурацией).
Конструктивное решение формы мебели, как правило, сказывается на ее художественном облике. Поэтому при конструировании мебели принимают во внимание свойства материала, способы соединения в узлах, условия технологического процесса и т. д.
Проектирование мебели имеет и свои специфические особенности. Мебель повседневно обслуживает человека, поэтому основные размеры мебели непосредственно связаны и определяются, исходя из обобщенных размеров тела человека и предметов обихода, для которых она предназначена.
Например, высота шкафа для платья и белья должна соответствовать размерам одежды, чтобы пальто, костюмы и другая одежда самого высокого человека не комкалась, а висела свободно. Ширина доски письменного стола должна быть такой, чтобы можно было положить на нее обе руки при работе, а также бумагу, книги и т. д., глубина полки у вешалки не должна быть меньше размера мужской шляпы с полями.
Размеры ряда предметов должны быть согласованы: например, высота стула и обеденного стола, высота рабочего кресла и письменного стола.
Размеры мебели должны также соответствовать возрасту человека. Так, детская мебель, мебель для подростков по размерам значительно меньше мебели для взрослых.
Такие предметы мебели, как стулья, пульт управления, парты и т. д. удобны, когда они не вынуждают излишне напрягаться, а наоборот, способствуют правильной осанке, нормальному положению ног и рук. Мебель же для отдыха удобна, когда она располагает к свободным позам.
В 1948 г. шведский врач Бенгт Акерблом, проделав большую исследовательскую работу, пришел к заключению, что мы сидим неправильно и виной тому конструкция стульев. В содружестве с архитектором Гуннаром Эклефом он создает новый тип стула. Стул низкий, сиденье наклонено внутрь, а спинка на месте изгиба позвоночника выгнута (рис. 156). Линия формы стула, названная линией Акерблома, обеспечивает правильное положение спины, позвоночника, мышцы при этом освобождены от нагрузки. При наклонном сидении мускулы и сухожилия бедер не испытывают давления.
Рис. 156. Рисунок стула по Акерблому.
Линия Б. Акерблома стала отправной в разработке конструкций мебели для сидения. Но линия Акерблома не универсальна. Она хороша только в мебели для отдыха.
Работа над композицией форм мебели - сложный творческий процесс, связанный с решением ряда проблем. Удобную и красивую мебель разрабатывают в содружестве многие специалисты.