Авиамоделисты-любители, приделав к несущему винту спиралифера легкий фюзеляж, получили игрушку, внешне напоминающую настоящий вертолет. Модель хорошо летает в помещениях и на открытом воздухе, достигая при удачных запусках высоты 20-25 м.
Рис. 9. Вал несущего винта и крепление ступицы модели вертолета.
Рис. 10. Фюзеляжная модель вертолета.
Эту модель запускают также со шнурка при помощи барабана. Только у спиралифера при запуске шнурок наматывают на барабан вручную, а у модели вертолета - автоматически, под действием скручивающегося пучка резиновых лент (рис. 11).
Pис. 11. Пусковой механизм модели вертолета.
Чертеж модели в трех проекциях изображен на рис. 10. Фюзеляж 1 изготовлен из пенопласта, кукурузной сердцевины, бальзы, пробки или какого-либо другого легкого материала. Можно сделать фюзеляж из сухого липового бруска, выдолбив его изнутри.
Толщина стенок должна быть не больше 1,5-2 мм. Фюзеляж делают из двух половинок с делением по вертикальной оси. После окончательной подгонки и подготовки гнезда для установки несущего винта половинки склеивают между собой.
Через фюзеляж по вертикальной оси проходит отверстие 2 для размещения вала несущего винта с храповиком 3. Верхняя часть этого отверстия имеет диаметр 2,5-3 мм в зависимости от толщины вала винта. Нижнюю часть нужно просверлить на глубину 20-22 мм с диаметром 10-12 мм. Здесь будет размещен храповик вала несущего винта.
Наклонная пластинка 4, установленная на хвостовой части фюзеляжа, препятствует вращению модели во время полета. Она изготовлена из целлулоида или фанеры толщиной 1 мм. Пластинку нужно вклеить в пропил хвостовой балки как показано на рисунке. Диаметр пластинки - 25 мм.
Колеса шасси 5 лучше всего сделать из обычной ученической резинки. Стойки шасси 11 - из стальной проволоки или дюралевой пластинки.
При окончательной сборке фюзеляжа необходимо отбалансировать носовую и хвостовую части. Для этого следует подвесить модель на нитке, привязанной к концу вала несущего винта, вставленного в фюзеляж. С более тяжелой части лишний материал срезается ножом или снимается драчевым напильником. Можно также на более легкую часть приклеить клеем БФ-2 кусочек свинца. Готовый фюзеляж окрашивают.
Лопасти несущего винта 7 изготовляют из фанеры или из жести так же, как для спиралифера. Жестяной винт изготовить проще, но с ним модель будет летать несколько хуже. Несущий винт из фанеры изготовляют в такой последовательности: сначала нужно выпилить лобзиком три отдельные лопасти по шаблону из хорошей авиационной фанеры толщиной 2-2,5 мм (рис. 12). Затем лопасти обрабатывают напильником так, чтобы в поперечном сечении они имели форму, показанную на рис. 10 и 12.
Рис. 12. Шаблон лопасти несущего винта модели вертолета в натуральную величину.
Перед окончательной обработкой лопасти нужно сделать одинаковыми по весу. Затем зачистить мелкой шкуркой и соединить между собой с помощью ступицы (рис. 13). Ступица состоит из трех фанерных кружочков диаметром 16 мм. Верхний и нижний кружочки имеют толщину 2 мм, средний (внутренний) - 3 мм. В среднем кружочке делают три пропила, в которые вклеивают винт. Кружочки, склеенные вместе, образуют прочную ступицу.
Рис. 13. Конструкция ступицы винта модели вертолета.
Ободом несущего винта может служить фанерная или целлулоидная полоска толщиной 2 мм и шириной 5 мм. Концы лопастей следует врезать в обод, как показано на рис. 10, и закрепить места соединений наклейкой матерчатой полоски.
Для несущего винта, изготовленного из жести, обод лучше всего сделать из стальной проволоки толщиной 1 мм. Концы лопастей в этом случае просто припаивают к ободу.
Вал несущего винта (рис. 9) можно выточить вместе с храповиком или спаять из двух частей: верхней, представляющей собой металлический стержень длиной 35-40 мм и толщиной 2,7-3 мм с резьбой и двумя гайками, и нижней - трубочки, одинакового со стержнем диаметра. На этой трубочке нарезают пазы для храповика.
Рукоятка пускового механизма изображена рис. 11. Выгибают ее из железной или дюралевой полоски шириной 18 и толщиной 1,5 мм. Барабан изготовляют из деревянной катушки от ниток, в который заклеивают металлический стержень, соединенный с катушкой сквозным шплинтом или тонкой заклепкой.
На нижнем конце стержня делают ушко для резины. На другом конце просверливают отверстие диаметром 1,5 мм, в котором запрессована шпилька, входящая в сцепление с храповиком.
Собирают пусковой механизм в такой последовательности: склепав рукоятку, в центре ее сверлят отверстия для вала барабана и отверстие для пускового шнура. Затем внутрь рамки вставляют катушку, а в нее клеем БФ-2 вклеивают металлический стержень - валик барабана. Между катушкой и рамкой необходимо проложить сверху и снизу шайбы из жести или целлулоида. Затем катушку вместе с валиком сверлят насквозь сверлом 1,5 мм и в это отверстие вставляют тонкий винт или гвоздик - заклепку. Между основанием ручки и ушком валика натягивают четыре резиновые ленты сечением 1x4 мм.
Для подготовки собранного пускового механизма к действию катушку следует крутить на 25-30 оборотов против часовой стрелки. Затем пропустить через отверстие пусковой шнур длиной около 600 мм с прикрепленным на его конце шариком или пуговицей. Шнур привязывают к шплинту, пропущенному через катушку, и после этого отпустить катушку, она под влиянием закрученного пучка резных лент начнет вращаться и наматывать на себя пусковой шнур. Дернув за шнур, снова скрутим резину и заставим ее еще раз намотать шнур на катушку. Таким образом, пусковой механизм всегда будет готов к действию, и наматывать шнур на катушку руками не приходится.
Для запуска готовая и отбалансированная модель насаживается на валик пускового механизма так, чтобы шпилька вошла в прорези храповика. Пусковой механизм надо держать в левой руке, а правой сильно потянуть за шнурок.
Модель взлетит. Направление полета модели будет зависеть от ее положения на старте (так же, как это происходило при запуске спиралифера).
Запускать модель следует на открытых площадках или в больших просторных комнатах (гимнастическом зале и т. п.).