Что такое бутафория? - Предметы, которые могут заменить настоящие, например сделанные из картона рыцарские доспехи, фрукты и овощи из бумаги и т. д., называются бутафорией. Бутафорию особенно широко применяют в театре, так как нужные для сценического оформления спектаклей вещи (хрустальные люстры, старинные миниатюры, большие мраморные вазы, старинные резные шкатулки и т. д.) сложно, дорого, а иногда и просто невозможно достать. Кроме того, многие настоящие вещи нельзя употреблять для сцены из-за большого веса.
Предметы бутафории можно изготовить из картона, холста, марли, жести, стружек акрилата, фанеры и т. п.
Изготовление бутафории - очень увлекательное дело.
Это не только технический, но и творческий процесс, он требует большой наблюдательности и хорошего вкуса. Один и тот же предмет можно сделать по-разному. От умения бутафора зависит, получится ли он правдивым, живым, сценическим или скучным и невыразительным. В этом разделе вы познакомитесь с основными технологическими процессами и различными техническими приемами изготовления бутафории.
Ознакомившись с выполнением отдельных вещей, о которых здесь рассказано, начинающий бутафор сможет сделать и другие аналогичные нужные ему предметы бутафории. Важно только, получив задание, решить для себя, какой из уже известных приемов выгоднее всего применить в данном случае.
Инструменты, оборудование, материалы для изготовления бутафории
Для выполнения бутафорских работ необходимы следующие инструменты: линейка с делениями, угольник, циркуль, стеки из дерева и проволоки для лепных работ (такие стеки, две-три штуки, можно сделать самому), один-два ножа типа сапожных, по-разному заточенных, хороший перочинный нож, два молотка, маленький и большой, лобзик с пилками для выпиливания по дереву и металлу, два рубанка - одинарный и двойной для чистой обработки дерева, ножовка для работы по дереву (лучше со сменными полотнами) с крупным и мелким зубом, стамески малые и большие, прямой и полукруглой формы, топорик небольшой охотничий, коловорот с универсальным патроном.
Хорошо иметь дрель, а еще лучше - электродрель небольших размеров, сверла спиральные по металлу 3-5-8-10-мм; нужны также точильный камень для точки инструментов и оселок для правки, кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, в крайнем случае пассатижи, электропаяльник средних размеров или паяльник для нагрева на огне, отвертка, шило, ножницы простые и ножницы для резки железа - ручные малых размеров, напильники с крупной и мелкой насечкой - плоский, трехгранный и круглый, рашпиль, ножовка для работы по металлу с запасными полотнами. Хорошо иметь настольные тиски небольших размеров, зубило, пробойник, несколько кистей щетинных; филенчатые, флейцы и ручники.
Желательно приобрести несколько малогабаритных электромеханических инструментов: электрорубанок, электроциркульную пилу для работы по дереву, наждачное точило, электродрель, электролобзик. Электроинструменты следует укрепить на постоянных местах.
Весь инструмент должен быть хорошо присажен и отточен. Работа тупым инструментом недопустима: она не может дать положительных результатов. Инструмент следует применять только в соответствии с его прямым назначением, иначе он быстро портится и совсем выходит из строя.
Ножи, стамески, железки от рубанков и т. д. точатся на точильном камне. Точить на механическом точиле нужно очень осторожно, чтобы не отпустить закалку. Для этого инструмент во время точки следует окунать в воду и не прижимать его надолго к камню.
При точке инструмент прикладывают к бруску или точилу всей плоскостью фаски, не уменьшая ее угла. Стачивание фаски производят до появления легкого заусенца на противоположной стороне, что чувствуется на ощупь по всему жалу. Противоположная сторона без фаски легко затачивается. Для этого ее надо приложить к камню всей плоскостью. После заточки переходят к правке на оселке, попеременно направляя обе стороны инструмента до удаления заусенца, чтобы жало стало совершенно ровным. Если инструмент во время работы немного затупится, его достаточно подправить на оселке.
Рабочее место и инструмент необходимо содержать в образцовом порядке. Особенно важно после каждой работы мыть кисти: после клеевой краски - в кипятке, после масляной - в скипидаре или керосине, а затем с мылом в горячей воде. Если кисть с масляной краской засохла, то ее хорошо прокипятить в столярном клее и потом промыть. Сильно засохшие кисти отмыть не удается, и работать ими уже нельзя.
Для оборудования бутафорской мастерской нужны клееварка (ее можно сделать самому), ведерко для варки клейстера, посуда для разведения красок: глиняные горшки или стеклянные и жестяные банки из-под консервов, резиновая чашка для разведения малых порций гипса.
Для просушки выклеек из папье-маше хорошо сделать сушильный шкаф из кровельного железа или из фанеры, обшитый внутри асбестом.
В шкафу надо устроить полки из рамок, обтянутых металлической сеткой, которые можно при сушке больших изделий вынимать из шкафа, за исключением нижней. Под нижней полкой размещают несколько больших электроламп или одну-две электроплитки. В верхней части шкафа надо сделать отверстие для выхода теплого воздуха, а внизу - отверстие для притока его. Такая простейшая по устройству сушилка значительно ускорит процесс сушки.
Для изготовления бутафории могут быть использованы самые различные материалы: глина скульптурная серая, в крайнем случае простая, но без примеси песка, гипс или алебастр (что хуже), бумага для лепных работ, лучше всего рыхлая, но не глянцевая, можно использовать бумажный срыв, газеты, старую оберточную бумагу - то есть все, что легко достать в местных условиях. Картон толстый и тонкий, в зависимости от рода работы, фанера 2-3-5 мм, наиболее употребительная 2-мм, доски и бруски, желательно сухого лесоматериала. В бутафорских работах чаще всего применяют сосну, ель, липу и березу. Бутафору понадобится проволока мягкая и сталистая разной толщины - от 0,5 до 3-5 мм (если проволока жесткая, необходимо ее отжечь), куски жести и кровельного железа, гвозди разные и шурупы.
Очень желательно иметь акрилат (можно в кусках) толщиной 2-3 мм и обрезки цветного акрилата толщиной 10-12 мм, латунь листовую (можно в ленте 0,3-0,8 мм).
Нужны также припой для пайки, кислота, нашатырь.
Понадобятся клей столярный сухой в плитках, мука ржаная и пшеничная для варки клейстера (можно смёт), крахмал, мел молотый.
Нужны также краски клеевые, масляные, гуашь, анилиновые для окраски материи, лак масляный и спиртовой, олифа, бронза и алюминий в порошке, марля, бязь, куски мешковины, рогожи, шпагат, веревка.
При изготовлении бутафории могут быть использованы и различные производственные отходы: металлические вырубки, старые консервные банки, мелкие куски лоскута, типографские бумажные отходы, обручное железо, обтирочные (чистые) концы и т. д.
Чем разнообразнее применяемый материал, тем более интересных результатов можно добиться при изготовлении бутафории. Творческая фантазия работающего должна быть неиссякаема, и часто вещь, сделанная из самых дешевых отходов, правильно примененных и красиво обработанных, приобретает высокие художественные качества.
В работе над бутафорией всегда допустима замена одного материала другим, а поэтому отсутствие какого-либо материала не должно служить поводом для снижения качества вещи или невыполнения работы. Важно только найти подходящую замену.
Рецептуры, используемые для создания бутафории:
Столярный клей
Разбить сухой клей на мелкие куски, залить его холодной водой и дать размокнуть в течение 12-18 часов. Затем долить в клей воды и варить его на огне до полного растворения. Дать раствору обязательно прокипеть. (Пропорция: на 1 кг клея 1 л воды.)
Клейстер из муки
1 кг муки развести в 1 л теплой воды и тщательно размешать. Затем влить в массу, все время ее помешивая, 2 л крутого кипятка. Варить массу на огне все время помешивая, до потемнения. (Хорошо сваренный клейстер темнеет.)
Крахмал
В холодной воде разводят крахмал, тщательно размешивают и выливают в кипящую воду. Быстро мешая, крахмал доводят до такой густоты, чтобы он хорошо намазывался кистью. (Пропорция: на 1 стакан воды 1 столовую ложку чистого крахмала.)
Проклейка из столярного клея (густая)
Разварить в 1 л воды 2 плитки столярного клея. Для разведения клеевых красок в проклейку надо добавить 0,5 л воды.
Гипс
Для первой заливки формы по глине надо взять на 1 л воды 900 г гипса. Для повторной заливки - на 1 л воды - 1,5-2 кг гипса.
Независимо от качества гипса раствор должен быть доведен до густоты сметаны.
Мастика для фактурных работ
Из 1 кг муки варят клейстер, добавляют в него 1 л густой проклейки, 2-2,5 кг просеянного мела и древесных опилок, регулируя ими густоту.
Мастика для выдавливания из фунтика
В 0,5 л густой проклейки добавить 0,5 кг просеянного мела, 300 г сухих цинковых белил, 2 столовые ложки олифы (для легкости и эластичности). Приготовленную массу отжать через марлю и положить в фунтик.
Поверхность перед нанесением на нее массы надо смазать густой проклейкой. Массу наносят на непросохшую проклейку, выдавливая ее из фунтика.
Шпаклевка
В 0,5 л густой проклейки добавляют 800 г сеяного мела, 2-3 столовые ложки олифы. Массу перемешивают и наносят для пробы на жесткость тонким слоем на кусочек фанеры. Слой должен легко зачищаться шкуркой.
Левкас
0,5 л густой проклейки надо развести с 0,5 л горячей воды, добавить туда 0,5 кг просеянного мела, 400 г сухих цинковых белил, 3-4 столовые ложки олифы. Массу варить на огне до кипения, готовую массу процедить через марлю. Наносить ее на поверхность нужно кистью.
Мастика для лепки по форме
Газетную или другую рыхлую бумагу рвут на мелкие куски и разваривают в воде до кашицеобразного состояния. Разваренную массу отжимают и добавляют в нее крепкой проклейки (1/4 часть от объема бумажной массы), разбавляют сухим просеянным мелом и сухими цинковыми белилами, взятыми поровну до густоты теста. Массу хорошо смешивают и раскатывают до тех пор, пока она не будет липнуть к рукам. Хорошая мастика должна тянуться, как тесто.
Гипсовую форму, предназначенную для выдавливания, присыпают картофельной мукой и кладут в нее кусочек газовой ткани. Затем форму заполняют мастикой, плотно ее вдавливая. Слепок вынимают из формы, вытягивая за концы газовой ткани.