Вы видите, что эти санки отличаются от обычных. Это не случайно. Применение лыж в качестве полозьев позволяет кататься на санках не только по хорошо укатанным склонам гор, но и по рыхлому снегу. А подвеска лыж на осях дает возможность легко преодолевать крутые склоны. Управляемая передняя лыжа делает санки очень маневренными.
Конструктивная особенность санок заключается в том, что в них в качестве основного связывающего элемента применена металлическая рессора. Найти подходящую рессору для многих из вас не составит трудности. Для нее подойдет основная пластина от рессоры автомобиля или от рессор старых тележек, пролеток и т. п. Длина рессоры может быть примерно 700-1100 мм, ширина - любой. На концах рессоры должны быть втулки для осей.
Если вы не сумеете найти подходящую рессору, то в крайнем случае замените ее деревянным элементом, соответственно продумав его конструкцию.
Кроме этого, в санках используются детские лыжи или подходящие куски сломанных больших лыж.
Санки для катания с гор можно делать в двух вариантах: с сиденьем для одного и для двух человек. Различие этих вариантов только в устройстве и размерах сидений (см. рисунок).
Для изготовления санок, кроме перечисленных выше деталей, вам потребуются дощечки толщиной 20-30 мм подходящих размеров и болты одного диаметра 14-16 мм, но разной длины - для осей.
Если вы сумеете найти все вышеперечисленные материалы и детали, то можете смело приступать к изготовлению санок.
Деревянных деталей в санках немного и они несложны в изготовлении. Лучше всего их делать из твердых пород древесины. Для подвески задних лыж выпилите две бобышки из доски толщиной 30 мм по размерам, данным на рисунке. Ширина бобышек должна быть равна ширине лыж. Чтобы связать обе лыжи жестко, выстрогайте два бруска сечением 25X25 мм и длиной 400 мм. Для крепления лыж к рессоре из доски толщиной 30 мм выпилите четыре стойки. Диаметр отверстия в стойках должен соответствовать диаметру оси. Стойки передней лыжи своими шипами крепятся в пазы опорного бруска. Опорный брусок передней лыжи сделайте толщиной 25 мм, шириной 80 мм и длиной 120 мм. В центре бруска просверлите отверстие под вертикальную ось.
Для педали подберите доску толщиной 25 мм. Размеры выемок в педали для упора ног возьмите произвольные. В центре педали просверлите сквозное отверстие для оси.
Рисунок. Санки для катания с горки: 1 - сборка; 2 - разметка заготовки сиденья по клеткам; 3 - бобышки для рук; 4 - сиденье; 5 - педаль; 6 - поперечные бруски задних лыж; 7 - стойка; 8 - щечки для кронштейна; 9 - кронштейн для крепления сиденья; 10 - бобышка для лыж; 11 - опорный бросок передней лыжи; 12 - двойное сиденье для двух человек; 13 - кронштейн для крепления двойного сиденья; 14 - лыжа из фанеры.
Бобышка для передней лыжи по размерам делается точно такая же, как и задние бобышки, только с той разницей, что в середине сверлится сквозное отверстие и со стороны нижней (большей) пласти долбится шестигранное гнездо под головку болта-оси. Головка болта должна плотно входить в гнездо, чтобы исключить проворачивание болта-оси.
Для сиденья выстрогайте заготовку размером 20x200x240 мм. Поверхность заготовки разбейте на клетки со сторонами 40х40 мм и по клеткам перерисуйте форму сиденья с чертежа. Выпилите сиденье выкружной пилой. Края сиденья заовальте и тщательно отшлифуйте шкуркой. Для крепления сиденья к рессоре сделайте кронштейн. Ширина кронштейна должна быть равна ширине рессоры. В передней части кронштейна просверлите отверстие под болт, которым кронштейн будет крепиться к рессоре. Чтобы кронштейн не проворачивался, на боковые кромки ставятся щечки. Щечки размером 40X70 мм делаются из фанеры толщиной 5-8 мм и крепятся к боковым кромкам кронштейна на шурупах. Снизу сиденья на клею и шурупах прикрепите две бобышки, за которые при катании будет удобно держаться руками. Если вы хотите кататься вдвоем с товарищем, то сделайте сиденье несколько большее по длине. Соответственно изменятся форма и размеры кронштейна. Приблизительные размеры сиденья для двух человек даны на рисунке. После того как все детали будут готовы, приступайте к сборке.
Все деревянные детали санок соберите с помощью шурупов на казеиновом водоупорном клее. Лыжи крепите к бобышкам шурупами. Головки шурупов тщательно заделайте впотай, чтобы они не мешали скольжению лыж. Сверху к бобышкам прикрепите поперечные бруски, между которыми ставят опорные стойки. Расстояние между стойками подберите по длине имеющегося у вас болта для оси.
Переднюю подвеску соберите в такой последовательности. В отверстие бобышки вставьте болт-ось так, чтобы головка болта вошла в гнездо заподлицо. Затем со стороны головки болта к бобышке закрепите лыжу, которую приверните шурупами впотай. Сверху бобышки шурупами закрепите педаль. После этого соберите стойки с опорным бруском на клею, дополнительно укрепив шиповые соединения шурупами. Стойки с опорным бруском наденьте на ось. Между бруском и педалью проложите металлическую шайбу. Гайку болта заворачивайте не очень сильно, чтобы передняя лыжа могла легко поворачиваться. Гайку обязательно нужно законтрить, чтобы она случайно не отвернулась во время катания. Законтрить гайку можно контргайкой, если это позволяет сделать длина болта, или раскернить (расклепать) конец болта. После этого можно собирать лыжи с рессорой.
Рессора должна быть закреплена на осях без продольного люфта, для чего между стойками и боковыми кромками рессоры на ось наденьте шайбы или куски трубы подходящего диаметра. Сиденье крепите к кронштейну на шурупах, а кронштейн в свою очередь закрепите на рессоре с помощью болта.
Санки покрасьте масляной краской, желательно ярких расцветок. Красить нужно не только деревянные, но и металлические части.