Устройство тачки для работы на приусадебном участке понятно из рисунка. Для изготовления тачки потребуются бруски сечением 45x55 мм для основных деталей, дощечки толщиной 16-18 мм и длиной 500 мм для днища, рейки сечением 20x20 мм, фанера толщиной 10 мм для боковых стенок, березовый или буковый брусок толщиной 35 мм для накладок и другие расходные материалы.
Рисунок. Деревянная тачка: 1 - общий вид; 2 - брусок с рукояткой; 3 - продольный брусок; 4 - опорная стойка; 5 - дощечки для днища; 6 - накладка; 7 - проножка; 8 - боковая стенка; 9 - рейки для крепления боковых стенок; 10 - сборка; 11 - схематическое изображение тачки.
Поскольку тачка в процессе работы подвергается значительным механическим нагрузкам, то все ее детали лучше делать из прочных пород древесины: березы, бука и т. п.
Бруски чисто выстрогайте до требуемых размеров. Затем приступайте к разметке. Разметив все детали, отрежьте их.
На длинных брусках сделайте рукоятку. Диаметр рукоятки подберите такой, чтобы было удобно держать тачку. Рукоятки тщательно зачистите, чтобы на них не было заусенцев.
Заготовив два опорных бруска, продольные бруски и длинные бруски с рукоятками, не спешите зарезать пазы и делать вязки. Лучше всего, если все детали вы будете подгонять по месту при сборке.
На конце длинных брусков, на месте крепления колеса, с внутренней стороны сделайте накладки по размерам, данным на рисунке. Лучше всего сделать накладки из дуба или белой акации. Через накладку и конец бруска просверлите отверстие для оси такого диаметра, чтобы ось в него входила плотно, с натягом. Продольный брусок с помощью паза вяжется с длинным бруском под углом 40°.
Для тачки подберите металлическое колесо диаметром 220-260 мм. Вместо оси с успехом можно использовать кусок водопроводной трубы подходящего диаметра.
Дощечки днища подгоните на гладкую фугу. Боковые стенки сделайте из фанеры толщиной 8-10 мм.
Когда все детали будут готовы, приступайте к сборке. Брусок с рукояткой, продольный брусок и опорную стойку соедините между собой на болтах.
В крайнем случае можно применять и гвозди. Выступающие концы гвоздей нужно аккуратно загнуть и заделать заподлицо.
Когда основание будет собрано, на него нашейте дощечки, которые образуют днище.
Ось крепится с помощью двух шпилек, сделанных из стальной проволоки. В бруске сверху просверлите отверстие диаметром 8-10 мм, которое должно пройти и через конец оси. Сюда вставьте шпильки, которые не дадут оси проворачиваться.
Если тачка в основном будет использоваться для перевозки громоздких предметов, то боковые стенки можно не ставить. При перевозке сыпучих материалов для увеличения емкости кузова лучше поставить боковые стенки.
Покрасьте тачку горячей олифой с охрой или покройте масляной краской. Концы рукояток лучше не красить, а хорошенько зачистить и покрыть масляным лаком.