Каждый человек, обладающий хотя бы средним музыкальным слухом, может легко изготовить собственными силами множество инструментов и составить из них небольшой оркестр.
Для изготовления самодельных музыкальных инструментов, входящих в оркестр, совершенно не требуется сложных приспособлений или дорогих материалов. Почти всегда можно обойтись одним перочинным ножом. Только для изготовления очень немногих инструментов потребуются ручная пила (ножовка или лучковая), рубанок, дрель и напильник; такие инструменты имеются в каждой семье (а если не имеются, то их всегда можно достать у товарища).
Материалы нужны такие простые, что их легко найти везде: бутылки разных размеров, аптечные склянки и баночки из-под мази, разный железный лом, толстая бумага, несколько метров шпагата, несколько гвоздей, небольшой кусок фанеры.
Времени потребуется немного; некоторые инструменты (например стулофон, бутылки) можно сделать за 15-20 минут.
Большинство инструментов годится не только для оркестрового исполнения, но и для сольного. Играть можно по нотам, по цифровой системе или по слуху. Научиться играть на самодельных инструментах значительно легче, чем на любом настоящем.
Оркестр из самодельных музыкальных инструментов
Оркестр может состоять целиком из самодельных инструментов, или в него могут быть включены и настоящие музыкальные инструменты: гармония-венка, баян, мандолины, балалайки, гитары и т. д.
Каждый инструмент выполняет в оркестре особое задание.
Ксилофон может вести одновременно мелодию и давать аккомпанемент; при этом требуется два исполнителя, из которых один играет на низких тонах (аккомпанемент), а другой - на высоких (мелодия).
Бутылки ведут мелодию только тогда, когда требуется очень большая звучность. В тихих местах бутылок давать не следует: они заглушат остальные инструменты.
Инструмент из стаканов тоже ведет мелодию. Звучанье стаканов не такое резкое, как бутылок, поэтому их можно давать и в тихих местах.
Тубафон (инструмент из бумажных трубок) и петрофон в оркестр включать не следует. Тубафон очень слабо звучит, а петрофон хрупок, и его неудобно переносить.
Металлофон также ведет мелодию. Давать его лучше в тихих местах и там, где мелодия не очень подвижна.
Из струнных инструментов стулофон с тонкой металлической струной ведет исключительно мелодию.
Для аккомпанемента и баса можно изготовить несколько стулофонов с гитарными басками. Такие стулофоны в оркестре принесут огромную пользу, а изготовить их можно в несколько минут.
Виолончель может вести мелодию и участвовать в аккомпанементе, при этом она будет удваивать басы (басовые стулофоны и басовые бутылки), придавая им звучность, густоту и мягкость.
Духовые инструменты (свирели Пана, дудочка и сопелка) участвуют только в мелодии.
Басовые духовые инструменты участвуют только в аккомпанементе.
Голосовые инструменты могут участвовать и в мелодии и в аккомпанементе. Женские голоса на гребешках и голосовых трубах ведут мелодию в один, два, три голоса, а мужские - аккомпанемент.
Шумовые инструменты, понятно, участвуют только в аккомпанементе.
Оркестры самодельных инструментов могут составляться по-разному.
Звучность составов значительно выигрывает, если к самодельным инструментам добавлены настоящие. Самые слабые места оркестра самодельных инструментов - бас и аккомпанемент, поэтому важнее вceго добавить к оркестру самодельных инструментов такие, как рояль, баян, гармония, гитара. Балалайка, мандолина и домра, конечно, значительно усилят и обогатят мелодию оркестра, но аккомпанемент от этого не только не выиграет ничего, наоборот, на фоне усиленной мелодии он станет еще слабее, еще бледнее.
Кроме оркестров из самодельных инструментов могут быть составлены различные ансамбли: дуэты, трио, квартеты.
В таких небольших ансамблях обязательно нужны настоящие музыкальные инструменты - рояль, баян, гармония или гитара. Очень хорошо звучит такое трио: ксилофон), бутылки и настоящий инструмент (рояль, баян, гитара). Неплохо звучит дуэт, составленный из ксилофона или бутылок с роялем или гитарой. Очень хорошо звучит свирель Пана под аккомпанемент гитары; особенно хорошо звучат в этом составе одноголосные вещи с протяжной, певучей мелодией
Большой состав оркестра:
2 обыкновенных дудочки.
2 флейты Пана (деревянные или стеклянные).
1 дудочка из дуделя.
4 аккомпанирующих духовых инструмента.
2 басовых духовых инструмента.
1 ксилофон.
1 инструмент из бутылок.
(1 инструмент из стаканов.)
(2 металлофона.)
2 стулофона (1 с звонкой струной, 1 с баском).
2 виолончели.
2 гребешка (женские голоса).
2 гребешка (мужские голоса).
1-2 малых трубы.
2 больших трубы.
2 шумовика (барабан, ложки, трензель и др.).
Всего 24-30 музыкантов.
В скобках поставлены инструменты, присутствие которых желательно, но не обязательно.
Средний состав оркестра:
1 обыкновенная дудочка.
1 свирель Пана (деревянная или стеклянная).
2-3 аккомпанирующих духовых инструмента.
1 басовый духовой инструмент.
1 ксилофон.
1 инструмент из бутылок.
1 стулофон (лучше с баском).
1 виолончель.
2 гребешка (1 мужской, 1 женский).
1 большая труба.
1 шумовик.
Всего 12-14 музыкантов.
Малый состав оркестра:
(1 свирель Пана.)
1 басовый духовой инструмент.
1 ксилофон.
1 инструмент из бутылок.
2 гребешка (1 мужской, 1 женский).
1 большая труба.
1 шумовик.
Всего 7-8 музыкантов.
Как разучивать партии
Само собой понятно, что разучивание партий по слуху в оркестре самодельных инструментов также нерационально, как и во всяком другом оркестре. Это заняло бы слишком много времени, и при таком разучивании никогда нет гарантии в том, что каждый из исполнителей будет играть правильно.
Лучше всего, конечно, если все исполнители будут играть по нотам. Тогда перед дирижером оркестра будет лежать партитура (партитура - это такая запись музыкального произведения, в которой партии отдельных исполнителей написаны на одном листе одна под другой, так что сразу видно все партии произведения), а перед каждым исполнителем - его нотная партия; при этом дирижер может легко добиться точного исполнения.
Обычно бывает очень трудно собрать оркестр, в котором все исполнители были бы знакомы с нотами, поэтому в первый период работы можно воспользоваться партиями, написанными по цифровой или, еще лучше, по нотно-цифровой системе. Эта система настолько несложна, что каждый может ее легко усвоить в полчаса. Но для того, чтобы оркестр рос и развивался, нужно непременно добиться того, чтобы все исполнители изучали ноты.
Как находить ноты на клавиатуре рояля
Для настройки самодельных инструментов нужно уметь разыскать на клавиатуре рояля ноту до-№ 1, с которой начинается настройка каждого инструмента; остальные тоны, после того, как найден первый, найти уже нетрудно.
Клавиатура рояля состоит из черных и белых клавишей:
Рисунок. Клавиатура рояля
Белые клавиши идут подряд, без пропусков, а черные расположены группами по 2 и 3 клавиши. Та белая клавиша, которая находится слева от группы из двух черных клавишей, всегда дает тон «до». Если мы посмотрим на чертеж клавиатуры, увидим, что тонов «до» на рояле несколько. Они различаются по высоте и отстоят друг от друга на расстоянии 7 белых клавишей. Настройку инструментов нельзя начинать с любого «до». Нужно разыскать «до» в так называемой второй октаве. Это «до» расположено недалеко от середины; оно обозначено на чертеже кружком. Следующие тоны, под которые ведется настройка, идут по белым клавишам вправо от до-№ 1. После си-№ 7 опять идет «до», но уже № 8, после до-№ 8 - ре-№ 9 и т. д. Тоны опять повторяются в том же порядке, но, как говорят музыканты, октавой выше.
Точно так же влево от до-№ 1 идут те же ноты, но в обратном порядке: рядом с до-№ 1 влево от него идет «си», влево от «си» идет «ля» и т. д.
В цифровой системе для упрощения употребляются цифры от 1 до 7. Так как после си-№ 7 ряд тонов снова повторяется в том же порядке, то вместо до-№ 8 пишется до-№ 1; вместо ре-№ 9 пишется ре-№ 2 и т. д., но сверху над номером ставится крестик. Это значит, что тон берется октавой выше.
Тоны, более низкие, чем до-№ 1, обозначаются теми же номерами, но крестик ставится под номером.
Черные клавиши рояля соответствуют промежуточным тонам. Промежуточные тоны в нотах обозначают при помощи особых знаков повышения и понижения, называемых диезами и бемолями.
Диез обозначается знаком # и обозначает, что этот тон повышен на 1/2 тона, а бемоль изображается b и обозначает, что тон понижен на 1/2 тона. Таким образом промежуточный тон может быть повышенным по сравнению с предыдущим (например «до» #) или пониженным по сравнению с последующим (например «ре» b).
Вот почему каждая черная клавиша имеет двойное обозначение: до/ре; ре/ми; фа/соль; и т. д.
Номер черной клавиши составляется из номеров тех белых клавишей, между которыми помещена черная.
Крестики, поставленные сверху или снизу номера черной клавиши, имеют то же значение, что и при белых клавишах (звук берется октавой выше или ниже).