В этот период мебель делали из древесины тополя, вяза, можжевельника, каштана и главным образом светлого ореха. Древесину сначала не красили, оставляя ее естественный цвет. Позднее поверхность покрывали разнообразными красками. Мебель была вощеной, с доведением поверхности до блеска.
Новой формой в этот период был сундук-лавка (рис. 121), который сохраняет свои функции при более монументальной форме.
На его высокой спинке в качестве декоративной детали выполняли гербовые щиты продолговатой формы. Сундук-лавка постепенно превращался в диван и наконец превратился в монументальный трон.
Рис. 121. Флорентийский сундук-лавка в стиле Ренессанса (XVI в.)
Буфет - это сундук на ножках либо цоколе с большими деревянными плоскостями, незатейливым контуром и богатой резьбой.
В украшенном поясе буфета обычно находились ящики.
Стол на козлах в качестве домашней утвари выполнял прежние функции. Но часто столы делали по образцу римских столов из мрамора. Ножкам придавали форму ваз либо грифов. Стол очень сильно украшали (рис. 122).
Рис. 122. Итальянский стол в стиле Ренессанса (2-я половина XVI в.).
Рис. 123. Стулья в стиле Ренессанса: а - складывающийся, типа Петрарки, б - ломбардский (XVI в.)
Кровать XV в. была большой и тяжелой, ящичной конструкции. Изголовье обычно делали высоким, с украшениями. В конце этого периода ящик не делали, в изголовье появляется деревянная балюстрада.
На четыре столбика, являющихся продолжением ножек кровати, помещали балдахин.
В период Ренессанса появляется большое количество разнообразных форм стульев и табуретов (например складных). Табуреты, как наиболее часто применяемая мебель, имели разные формы. Появляется новый вид стула - стул с доской для сидения (рис. 123), тремя или четырьмя ножками и спинкой для сидения. Ножки были прямыми. Под сиденьем, а также с тыльной части их соединяли резными досочками.
Рис. 124. Французский шкаф в стиле Ренессанса (2-я половина XVI в.).
Сиденья этих стульев обыкновенно покрывали кожей. Шкафы (рис. 124, 125) в это время ставили отдельно (в противоположность прежней мебели, встроенной в ниши). Наиболее красивые шкафы появляются в северной Франции; они характерны продолговатыми плоскостями и скромными украшениями с сохранением равновесия между гладкими плоскостями и резными. Шкафы в южной Франции были перенасыщены украшениями.
Рис. 125. Шкаф в стиле Ренессанса из северной Франции.
Ящичная мебель выполнялась из древесины дуба либо ореха. Она была богато украшена резьбой, инкрустирована золотом, слоновой костью и перламутром. Заслуживает внимания существенное изменение в производстве мебели. Вместо примитивных соединений в ус и в фальц применяют даже шипы типа «ласточкин хвост», что свидетельствует о большом усовершенствовании ремесла.