Чашу изготавливают главным образом путем выдалбливания древесины (рис. 36). Сначала формируют внутреннюю поверхность, затем наружную. Такой порядок имеет то преимущество, что цельную заготовку легче зажать, при этом обе руки остаются свободными. Предназначенная для обработки заготовка должна лежать горизонтально и неподвижно. Если нет в распоряжении верстачных тисков, то можно закрепить заготовку струбциной на краю рабочего стола.
Рис. 36. Чаша из древесины ценных пород.
На рис. 13 показаны инструменты, необходимые при изготовлении чаш.
Рис. 13. Изогнутые полукруглые стамески, фигурный рашпиль, фигурная цикля в форме «лебединой шеи».
На рис. 37 приведены основные стадии этого процесса и применяемые при этом приемы. Сначала на поверхности древесины рисуют контур будущей емкости, после чего начинают выдалбливать. Как это делать, показано на рисунках. В качестве инструмента достаточно иметь полукруглое долото с лезвием шириной 15-20 мм. Для выполнения криволинейных переходов между поверхностями стенок и дна следует отдать предпочтение изогнутому желобчатому долоту. Такое долото направляется рукой - без ударов. Пользуясь долотом, удается сгладить даже грубые следы от реза.
Рис. 37. Этапы изготовления чаши из древесины: а - очерчивание контура чаши при помощи шаблона; б, в - прорезание контура; г, д, е - грубая резьба стамеской - сначала плоско, затем все более отвесно.
После завершения работ долотом неровности снимают вогнутым, или ступенчатым рашпилем (рис. 38, а, б). Тщательно зачищают поверхность чаши инструментами, показанными на рис. 38,в, г, затем обрабатывают ее шлифовальной шкуркой.
Рис. 38. Инструменты для зачистки поверхности чаши: а, б - неровности заготовки снимают ступенчатым рашпилем; в, г - фигурную циклю в форме "лебединой шеи" перемещают под острым углом к древесине; д - снятие наружной массы древесины.
После того как внутренняя полость чаши выдолблена, зачищена и отшлифована, можно начинать обработку ее наружной поверхности. На освобожденной от зажима заготовке грубо срезают пилой кромки (рис. 38, д).
Затем ее зажимают уже обратной стороной на краю стола и закругляют наружную поверхность постепенным выравниванием долотом и обработкой грубым рашпилем. Следует стремиться к получению тонкостенных сосудов, в которых как нельзя лучше проявляется структура древесины. Равномерность стенок чаши постоянно проверяют на ощупь. На рис. 39-41 показаны образцы полых изделий.
Рис. 39-41. Примеры изделий по технологии изготовления однотипных с чашами.
Отделка поверхности чаши.
Поверхность готовой чаши обязательно отделывают. Древесина - пористый материал, пыль и следы пальцев остаются на ее шероховатой поверхности. На светлой древесине грязь заметнее, чем на темной. Неотделанная поверхность древесины очень чувствительна к жидкостям всех видов, а также к механическим повреждениям. Кроме того, поверхность древесины, защищенная от внешних воздействий, лучше отражает падающий на нее свет, окраска выступает сильнее, красота текстуры древесины проявляется интенсивнее.
Обязательное условие для качественной отделки чаши - хорошо отшлифованная поверхность. Чашу начинают шлифовать шкуркой сначала средней, затем меньшей зернистости. Для шлифования полой формы маленький кусочек шкурки складывают в несколько раз. Шлифовать следует только по направлению волокон древесины. При обработке наружной поверхности чаши хорошо пользоваться шлифовальной шкуркой, натянутой на пробку соответствующей формы. После первого шлифования чашу 1 раз смачивают с целью поднятия ворса. После сушки в течение 24 ч можно выполнить последнее, тонкое, шлифование.
Чаши отделывают нитроцеллюлозным лаком, он же применяется и как основа для других отделочных материалов. Лак абсолютно бесцветен и придает древесине естественный блеск. Небольшое количество лака наливают в чашу и заранее подготовленным тампоном сразу же быстро растирают во всех направлениях. Затем отделывают наружную поверхность. После сушки рекомендуется слегка отшлифовать изделие, после чего можно еще раз нанести лаковое покрытие.