Простой резьбе трудно противопоставить работу скульптора. Различие состоит в том, что при резьбе скульптур требуются большие усилия. Скульптурные резные изделия показаны на рис. 94-96. Для скульптур, которые будут находится под открытым небом, особенно пригодна древесина дуба и лиственницы. В остальных случаях используют липу, ореховое дерево, грушу и другие породы с короткими волокнами. Древесина должна быть здоровой, сухой и без сучков. Слишком влажная древесина подвержена разрыванию. Для крупных работ и работ средней величины часто приходится склеивать в единый блок толстые доски, при этом их края плотно подгоняют и правильно подбирают направление волокон.
Рис. 94. Бык. Простая пластичная форма. Палисандр.
Рис. 95. Древесная пластика. Тик.
Рис. 96. Тотем. Круглая пластика из сосны.
При изготовлении фигуры из древесины следует обращать внимание на то, чтобы направление волокон было вертикальным, а текстура древесины, которая может существенно нарушить тонкие линии изображения, не слишком сильно бросалась в глаза. Большие куски древесины откалывают при помощи топорика. Пилой также необходимо пользоваться осторожно, чтобы не испортить заготовку. Редкий скульптор работает на наитию, не имея образца или чертежа. Это самый трудный способ ваяния, который к тому же требует большого таланта.
Начинающим настоятельно рекомендуется для каждой намеченной к выполнению скульптуры изготовить предварительно чертеж или модель из глины, размеры которой легко перенести на древесину. Пластичная глина дает возможность изменять соотношение форм фигуры до тех пор, пока не получится то, что задумано. Для каждой фигуры из глины, независимо от того, большая она или маленькая, должен быть сделан металлический или проволочный каркас, который придаст мягкому материалу прочность. Во время перерывов в работе глину следует закрывать мокрыми тряпками.