Что такое скульптура? Это искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, лепки, высекания или отливки. Она одноцветна и неподвижна, но порой способна взволновать не менее, чем другие виды искусства. Сила ее в лаконичности языка, в отказе от излишней детализации. Скульптурный образ создается посредством пластического изображения. Языком пластики в скульптуре выражаются идеи, чувства и мысли.
Успех сопутствует скульптору только в том случае, если он пристально изучает жизнь, ибо только в самой жизни можно найти нужную тему, нужный материал, позволяющий придать произведению правдивость и убедительность. Какими же средствами пользуется скульптор, чтобы его работа была доходчива и понятна? Это зависит от правдивости и яркости созданного образа. Если зритель не понял того, что автор пытался вложить в образ - это самый печальный и суровый приговор художнику.
Что такое лесная скульптура:
Лесной скульптурой называются обработанные находки из отжившего или обреченного на гибель лесного материала с использованием его природной пластики, текстуры и фактуры. Идею образа подсказывает сама находка.
В чем особенности лесной скульптуры:
1) В соавторстве с природой, где главная роль, решающее слово принадлежит человеку.
2) Чтобы заниматься лесной скульптурой, необходимо обладать богатой фантазией и, конечно, мастерством, которое, естественно, будет развиваться и совершенствоваться в процессе работы.
3) В разности видения. Пусть вас не смущает, что вы, скажем, видите в находке птицу, а кто-то другой в другом ракурсе этой птицы не видит, но находит в ней совершенно иной образ, ничего общего с птицей не имеющий. Порой даже автор при разных ракурсах видит в находке совершенно разные образы. В таком случае надо выбрать то, что покажется наиболее ярким.
Основной особенностью лесной скульптуры является ее уникальность. Природа не может повторить одинаковый изгиб в ветвях и корнях деревьев, поэтому и человек не может сделать Две одинаковые лесные скульптуры из природных находок. Можно повторить тему, идею, но нельзя повторить работу. В этом ее преимущество.
Во все века ручной труд был уникален, ибо все изделие с начала и до конца обрабатывалось одними чуткими человеческими руками, тонко ощущающими материал и творящими по законам красоты. И как обидно, когда какая-либо милая безделушка, сделанная с душой и любовью, благодаря массовому копированию, да еще в конвейерном исполнении превращается в нечто безликое и бездушное. Находите свои идеи и осуществляйте их. Копирование никогда не доставит творческого удовлетворения и, главное, никогда не научит самостоятельно работать.
Если вы решили заняться лесной скульптурой, приобщить к этой работе своих близких, особенно детей, запомните следующие правила:
Растущее дерево трогать нельзя. Бывают исключительные случаи, например, когда дерево повалено бурей или идут строительные работы либо санитарные рубки. И не будет греха, если вы возьмете с поваленного дерева нарост или интересную ветку. Однако текстура такой древесины менее интересна, чем текстура древесины подгнившей.
Никогда не применяйте посторонние материалы - металл, камень, пластмассу, стекло. Возбраняется также использовать механически обработанное дерево - доски, фанеру, спички, шпон, всевозможные рейки и бруски.
Нельзя красить дерево в не свойственные ему цвета. В случае, если вам надо подогнать цвета двух-трех деталей для одного изделия, тонирование допускается. Подкрашивание глаз, губ, волос, воображаемой одежды полностью уничтожит всю ценность даже хорошо выполненной работы.
Недопустима в лесной скульптуре резьба. Не вырезайте на своих работах мелкие детали - зубы, ногти, пальцы. Такой прием испортит всю прелесть лесной скульптуры.
Обрабатывать изделие желательно по способу воскования.
Не делайте масок. С недавнего времени это вошло в моду. Однако нельзя не учитывать, что каждая африканская маска несет в себе ту или иную конкретную идею и передать ее примитивным копированием нельзя. Маска изображает не только лицо человека. В каждой, если приглядеться, есть черты рыбы, животного, птицы и др. Одновременно маска символизирует собой небо, землю, воду, а следовательно, несет определенную информацию, особенно у народов, не имеющих письменности. Она хранит, таким образом, конкретные знания, легенды и предания своего народа. Поэтому копированием передать изображение маски недопустимо и невозможно.
Не делайте злых и уродливых персонажей. Если вам попалась такого рода находка, постарайтесь недоброе заменить смешным. Ничто не привлечет зрителей к вашей работе так, как юмор, скрытый в ней.
Не бойтесь расстаться с ненужными мелкими деталями. Этот страх характерен для большинства новичков, и в результате работу украшают ничем не оправданные веточки и наросты, которые только отвлекают внимание от основной идеи работы. Если какая-то веточка, будь она и очень красива, не несет никаких определенных функций, смело удаляйте ее.
В лесной скульптуре допускаются такие приемы, как условность и преувеличения. Условность не должна нарушать целостности впечатления от работы.
Никогда не ссылайтесь в своих неудачах на природу - «так сотворила природа», «сделал так, как нашел, ничего не трогал». Это не аргумент. Природа редко преподносит нам более или менее конкретный образ. Наше дело образ выявить, осмысленно додумать и обработать находку, чтобы сделать из нее настоящее произведение искусства.
Люди неискушенные, незнакомые с лесной скульптурой действительно порой не видят того, что видят опытные профессионалы в своих находках. Поэтому, если в скульптуре не на месте руки, шея длинная, как у жирафа, одна нога намного толще другой, вам надо основательно поработать над ней, всему найти свое место.
Хорошо, если автор наделен способностью видеть и подмечать смешное. Но тут необходимо чувство меры.
Нужно чувствовать тот невидимый предел, за которым смешное может превратиться в неприятное. Лучше всего смотрятся работы, выполненные с добрым юмором. И если они вызвали ответную добрую улыбку - это и есть лучшая награда художнику. Посетители выставок, которым удается вдоволь поулыбаться и порадоваться чудесам из лесных находок, как-то забывают свои повседневные дела, тревоги и остаются благодарными тому, что отвлекло их от этих тревог.
Рождение лесной скульптуры может начаться с находки, которая требует минимум вмешательства. Лесная находка - образ, который выявил себя сразу своей точностью и лаконизмом, где ничего или почти ничего не надо отсекать или добавлять.
В этом разделе вы узнаете, как делать художественные работы из древесного материала на основе использования природной пластики и особенностей текстуры отжившего дерева.
Информация будет полезна для любителей мастерить всевозможные изделия из лесного материала.
Ознакомившись с этим разделом вы, безусловно, не пройдете мимо даже на первый взгляд уродливой лесной находки, одетой в невзрачную подгнившую кору. Ведь не известно, какие чудеса скрываются внутри. Снимите кору, - и вам откроется чудо. Бывает порой, что обычный жук-короед разукрасит поверхность такими причудливыми ходами-рисунками, какие не под силу иному художнику.
В душе каждого человека, любящего природу и лес, обладающего ассоциативным видением, фантазией и терпением, может пробудиться художник. Такой человек после посещения леса может увлечься лесной скульптурой. Он может взять у природы обычные деревяшки и найти в них что-то прекрасное. Как по-разному люди видят то, мимо чего мы проходим, совсем не замечая. Какое чуткое сердце, золотые руки надо иметь, чтобы вдохнуть жизнь в сухое дерево, и какую прекрасную жизнь.
Поразительно, какие обаятельные, радующие душу и эстетическое восприятие произведения искусства создают так называемые любители, а по существу - самые настоящие художники - люди, сочетающие в своем чудесном творчестве огромный вкус, удивительную наблюдательность и выдающееся мастерство.
В этом разделе содержится краткая характеристика деревьев и кустарников средней полосы европейской части России, их древесины, корней и плодов - исходного материала для создания лесной скульптуры. Вы узнаете, как организовать поиск, какие потребуются инструменты для обработки отжившего дерева.
Если занятия лесной скульптурой придутся вам по сердцу, то, безусловно, ваши дети разделят ваше увлечение.
Не огорчайтесь, если сразу что-то у вас не получится. Любые знания даются не сразу, и, кстати, ошибки учат нас не меньше, чем удачи. Для начала возьмитесь за что-нибудь попроще, и только когда элементарные приемы будут освоены, переходите к работам более сложным.