В наше время стремление сохранить в памяти потомков предметы быта наших предков побудило к созданию многочисленных музеев, в которых памятники деревянного зодчества экспонируются под открытым небом почти в естественных условиях. Особенно богаты такими памятниками старины наши северные края - Карелия, Заонежье, Мезень, Северная Двина. Может быть, потому, что эти края не испытали ужасов татарского нашествия, возможно стало сохранить преемственность культурных традиций. Личность северного крестьянина имела больше возможностей для полного раскрытия в художественном творчестве. Наверное, поэтому север и стал надежной кладовой истории русской культуры.
Небывалого мастерства достигло плотницкое искусство в деревянном зодчестве, в строительстве культовых и жилых построек. Умело поставленные церкви возносили вверх неповторимые ритмы, играя светотенями своих граней, поражая многообразием. Нигде нет одинаковых решений. Поистине велико было и мастерство и выдумка этих безымянных строителей, создавших чудо в каждом отдельном строении.
Здесь, на Севере, все, что строил человек, - могучие срубы изб и церквей, прочные амбары, баньки, сказочные мельнички, колодцы и надкладезные часовни, - связано с одним материалом - деревом, потому так ощущается их неразрывная связь с природным окружением.
Деревянное зодчество является одной из любимейших тем многих самодеятельных художников. Его воспроизводят в красках, в деревянной мозаике, выполняют из соломки, даже из спичек.
Посещение памятников деревянного зодчества натолкнуло мастеров на мысль о воспроизведении маленьких деревянных копий великих творений.
Все строительство деревянных сооружений основано на одном привычном модуле - бревне. Бревно - основа всего здания. А из чего создавать бревно, которое к тому же должно быть старым, пережившим века под непогодами, дождями и бурями?
Сначала была попытка рубить здание в «лапу» или в «обло с остатком», но эти начинания позорно провалились. Обычные веточки в коре или ошкуренные не смотрелись бревнами, даже если тонировались под старое бревно. Они выглядели неправдоподобно и как-то рознились между собой. Кроме того, стоило ошибиться хотя бы на один миллиметр в толщине веточки - и все здание перекашивалось. И все же нашелся материал для бревен. Это были стебли грубых трав, таких, как пижма и космея, садовая цветная ромашка, высокая, с листвой, похожей на укроп. Стволы этих трав, особенно если их собирать после того, как сошел снег, напоминают своей фактурой старое потемневшее бревно, т. е. именно то, что нужно. Подходящий диаметр бревна можно подобрать, так как все травы к концу утончаются и среди них всегда можно выбрать то, что нужно на настоящий момент (от 1 мм до 1,5-2 мм).
Труднее было подобрать материал для кровель. Нужна была тоже старая древесина, которая хорошо бы кололась на тонкие пластины. Такой особенностью обладает древесина сосны, но она никак не подходит для старой кровли, так как слишком нарядна по цвету.
Потом были опробованы старые, отслужившие службы телеграфные столбы. Когда они были распилены и наколоты, оказалось, что это был выдержанный под непогодами старый дуб и фактура древесины на расколе приобрела нужный цвет старых лежалых досок, причем по рисунку, ходу слоев напоминала соединенные вместе тоненькие тесины.
Таким образом определились два основные материала, от которых зависел внешний вид будущих работ.
Из инструмента и материалов понадобятся: маленькая ножовка по металлу, острый нож, кусачки или бокорезы, пинцет, надфили круглые и трехгранные, шило, быстросохнущие нитроклеи, ацетон, линейка канцелярская, тонкий коричневый картон.
Какие нужны строительные материалы:
Грубые травы, служащие нам бревнами. Травы надо подбирать от толстых 2,5-2 мм до тонких от 1 мм до 1,5 мм, но не толще 3 мм.
Дубовая чурка или доска для кровель. Немного злаковой соломы для оклейки куполов, кусочки мягкого полугнилого дерева для выделки самих куполов. Нижняя часть стебля рогоза, латунная проволока для формирования крестов.
Бревна для строительства лучше всего заготавливать ранней весной на пустырях, газонах, за городом, на неубранных цветочных клумбах. Простояв зиму под снегом, травы приобретают нужный цвет и фактуру, но можно заготовить их и глубокой осенью. Космею зачастую сеют целыми полосами в городских скверах. Если травы собраны не вполне созревшие, местами остались зеленоватые оттенки, положите их за окно или на балкон; там, они приобретут нужные качества.
Для кровель желательно иметь дубовое бревнышко или дощечку. Больше всего подходит древесина дуба. Кроме того, она прекрасно колется на тонкие пластины, в основном в радиальном направлении. В тангенциальном колется трудно. Очень хорошо колется в любом направлении древесина осины и тополя, но она менее подходит по цвету. Также во всех направлениях колется древесина сосны, но она слишком нарядна по цветовой гамме для старой кровли. Но если осину и тополь можно слегка подтонировать, то сосну благодаря ее просмоленности тонировать трудно, тонировка будет ложиться пятнами.
Поэтому желательна все же дубовая древесина, имеющая кремовато-серый цвет. Дубовая пластина, кроме того, имеет фактуру, которая напоминает плоскость, составленную из мелких дощечек - тесин, что выглядит очень естественно и лучше всего гармонирует с выбранным типом бревен.
Во всех случаях пластины для кровель накалываются такой толщины, чтобы их можно было бы расколоть по меньшей мере пополам. Нужные по размеру детали кровель выпиливаются тогда, когда эти размеры определятся. Но пока пластина не расколота на более тонкие, та часть, которая предполагается как свес кровли, треугольным надфилем выпиливается зубцами, а потом уже раскалывается на тонкие слои, что дает совершенно одинаковые оформления свесов кровель (рисунок а, ниже по тексту).
Купол надо вырезать из мягкого, слегка подгнившего дерева, придавая ему традиционную форму луковички, сообразуясь с величиной всего строения, и придерживаясь той формы, которая на оригинале. Лучше всего слепить купол из пластилина и, если он соответствует по форме и величине оригиналу, вырезать из дерева. Обычно купол соединен с шейкой, которая в свою очередь соединена с кровлей либо с барабаном, большей частью восьмигранным, оклеенным бревнами. Купол и шейка после тщательной шлифовки оклеивается мелкими ромбиками соломки либо рогоза в шахматном порядке снизу вверх, начиная с шейки и кончая острым кончиком купола, куда вклеивается крест (рисунок б, в, ниже по тексту).
На стыке купола и шейки зачастую вклеивается так называемый «воротник». Делать воротник надо из тончайших щепочек, оставшихся от материала кровли, вклеивая их пинцетом на быстросохнущем клее.
Для того чтобы можно было легко работать с соломкой или рогозом, их надо запарить горячей водой, затем стебель расщепить ногтем или острием ножа, сделав из него плоскую пластину, а рогоз разобрать на пластины, прогладить горячим утюгом и, сделав узкие полоски, нарезать их на ромбики. Таким образом получается материал, имитирующий лемех, применяемый в культовых постройках для покрытия криволинейных кровель - куполов, бочек, кубов. Конечно, настоящий лемех имеет фигурное очертания пластин (рисунок г, ниже по тексту).
Мы не можем повторить настоящий рисунок лемеха на крохотных соломенных ромбиках, но эти ромбики, наклеенные правильно и аккуратно на купол или бочку, производят нужное впечатление. Для остального декора - причелин, полотенец, ограждений, гульбищ - не надо применять солому, она слишком блестит и нарушает зрительное восприятие всего строения.
Стебель рогоза, распаренный и разобранный на слои, также применяется в тех случаях, когда древесина, даже расколотая на тончайшие пластины, оказывается слишком толстой и грубой. Разглаженная мокрой, пластина рогоза напоминает своей фактурой, особенно с одной, наружной, стороны фактуру доски с явно выраженными ходами волокон древесины. Заклеивая такими слоями даже мелкие детали кровель, получим полное впечатление досок, вполне подходящих по цвету. Но крупные, основные детали кровель лучше оклеивать древесиной.
Кроме основных работ, есть еще много мелких деталей, которые являются характерным декором для того или иного сооружения, но назначение и оформление его одно и то же.
Если крыльцо в вашем сооружении невысокое, ступеньки можно наклеивать, соответственно уменьшая их ширину, снизу вверх. Таким образом можно делать одно- и трехсходное крыльцо, тогда подниматься по ступенькам можно с трех сторон. По необходимости, в соответствии с оригиналом крыльцо можно делать с перилами или без них.
Лестницы большой высоты и необходимой ширины заготавливаются из куска дерева соответствующего размера. Надо, чтобы слои древесины в своем направлении шли перпендикулярно ступенькам. Распределив по заготовке нужное количество ступенек, начинайте их выпиливать одну за другой, сверху откалывая ножом отпиленный слой древесины, постепенно доходя до нижней ступеньки. Зачистив ступеньки надфилем, приклеивайте лестницу к подставке и верхней ступенькой к входу крыльца, гульбища, либо к двери. Перила приклеиваются по необходимости. Столбики для поддержки свесов всевозможных кровель, покрытий крыльца, гульбища, галерей делаются фигурными, резными. Сделать это в наших миниатюрных копиях несложно: придав длинной тонкой щепочке округлую форму, отшлифовав ее тонкой наждачной бумагой, при помощи надфиля надо нанести на нее всевозможные прерывающиеся либо спиральные углубления (рисунок д, ниже по тексту).
Рисунок. Оформление работ по деревянному зодчеству: а - заготовка дубовой щепы для лемеха и других отделочных работ; б - заготовка пластин для оклейки купола, в - оклейка кровли купола: г - лемех: д - варианты оформления столбиков для крыльца.
Готовые обработанные палочки надо хранить отдельно и, по мере надобности, острыми кусачками откусывать нужного размера столбик. Надо учесть, что фигурными резными столбиками обычно поддерживаются только свесы кровель, само же гульбище либо крыльцо опирается на толстые необработанные бревна.
Ограждение крыльца, галереи, гульбища вырезается из узкой полоски картона в соответствии с нужным размером и оклеивается в одном направлении хода волокон, такая полоска рогоза нарезается либо квадратиками, либо треугольниками, и ограждение вклеивается с таким расчетом, чтобы положенные в разном направлении кусочки рогоза создавали игру светотени.
Чтобы не получить неровного края ограждения после наклейки рогоза, сверху приклейте расколотое пополам, самое тоненькое из ваших бревен. Дверь заготавливается из кровельного материала так же, как и наличники окон. Она вырезается прямоугольной или округлой поверху формы и наклеивается непосредственно на бревенчатую стену в центре торцовой части перед входом в здание. Дверь можно разделить пополам тонкой веточкой-прутиком, сделав ее двустворчатой.
Правильно размеченные окна прожигаются раскаленным шилом или аппаратом для выжигания. Обуглившиеся концы бревнышек слегка очистите надфилем. Для оклейки окон наличниками заготавливаются очень тонкие, узкие полоски кровельного материала и нарезаются по размеру окон косыми отрезками, чтобы в дальнейшем, соединяя их вокруг окна, создать так называемое «косящатое окно» (рисунок б, ниже по тексту).
Рисунок. Oфopмлeниe работ по деревянному зодчеству: а - обло с остатком: б - косящатое окно, в - повал для отвода дождевой воды.
Если перед окнами предполагается наклейка гульбища или крыльца, наличники приклеиваются заранее. Если же перед окнами ничего не предполагается наклеивать, то наличники надо приклеивать в последнюю очередь, чтобы в процессе всех работ не смахнуть эти мелкие детали.
Основной декор, придающий особую нарядность всему строению, - «причелины», а также полотенца или «ветренницы». Само слово «причелина» от слова «чело» говорит о том, что это украшение самой видной, выступающей части строения, украшение переднего и заднего срезов кровли. Делаются они обычно из длинных досок, украшенных прорезной или пропильной резьбой, более или менее вычурной и нарядной. На маленьких копиях культовых построек и изб «причелины» прожжены в виде скромных рисунков при помощи острого конца раскаленного шила. Стык причелин обычно завершается «полотенцем», которое завершает целостность декора. Для изготовления «причелин» и «полотенец» нужен также кровельный материал - тонкая плоская щепочка с прожженным рисунком (рисунок б, ниже по тексту).
Рисунок. Оформление работ по деревянному зодчеству: а - конек или охлупень; б - пoлoтeнцa; в - оформление ограждений рогозом.
Приклеиваются «причелины» в последнюю очередь к переднему и заднему срезам кровель с таким расчетом, чтобы они выступали несколько ниже свеса самой кровли.
Последняя работа - оформление конька кровли. На коньке нужно укрепить главку либо просто на шейке, либо на шести- восьмигранном барабане. Для этого нужно заранее предусмотреть отверстие в коньке кровли, куда и вклеивается главка. Можно оставить кровлю целой, а в шейке либо в барабане треугольным напильником сделать углубление и наклеить непосредственно на конек кровли. И шейка и барабан делаются из ветки соответствующего диаметра. Шейка, как и главка, оклеивается соломкой, треугольники соломки кладутся снизу вверх. Ветке для барабана можно придать шестигранную либо восьмигранную форму и заклеить каждую грань отдельно самыми мелкими «бревнышками». Лучше всего, если барабан не очень маленький, сформировать его из равных кусочков картона, оклеенного «бревнышками», а затем уже собрать отдельные фрагменты в шести- или восьмигранник. В последнюю очередь наклеивается бревно, венчающее стык кровли - охлупень, или шелом, который прикрывает стык. Такое завершение обязательно и в культовых, и в жилых помещениях.
Разница в том, что в жилых помещениях обычно на конце такого шелома из целого ствола дерева с корневищем вырезается голова коня или птица, тогда как в культовых постройках шелом срезан косо в направлении кровли. Все мелкие стыки кровель, перекрывающие многоплановые культовые постройки, обязательно прикрываются маленьким «бревнышками».
Как и во всех видах лесной скульптуры, серьезной проблемой является подбор подставки. Надо, чтобы возведенное здание полностью гармонировало с подставкой. Если в натуре здание поставлено на возвышенности, надо и в миниатюре использовать высокую подставку. Все памятники деревянного зодчества имеют неразрывную связь с окружающей природой, они как бы вписаны в природный ландшафт. Нам, по возможности, тоже надо это подчеркнуть. Здание на равнине ставьте на плоскую подставку. Хорошо поставить возле строения небольшое деревце. Но не надо употреблять для этой цели даже самые тонкие веточки от дерева или кустарника. Они недостаточно тонки и пластичны, чтобы гармонировать с маленьким зданием. Лучше для такого деревца использовать сухой стволик или корни маленькой елочки, рябинки, сухого кустика можжевельника. Такое деревце, поставленное рядом с миниатюрным макетом какого-либо строения, необычайно его оживит и завершит всю композицию.
Первоначально, осуществляя задуманные работы по деревянному зодчеству, я оклеивала бревнами маленькие аптекарские коробочки, подходящие по размерам. Однако такой прием годился только для изготовления одноплановых простейших построек, и метод этот был отклонен, как не выдержавший испытания. А потом пришла простая и удачная идея оклеивать отдельные, нужных параметров картонные плоскости, а затем собирать их в объемы. Таким образом и пришла возможность создания многоплановых построек: прямоугольных, квадратных, многогранных, перекрытий и шатров.
Для начала разберем последовательность постройки двух разнотипных по оформлению, хотя и одинаковых в своей основе клетских часовен, бытующих на нашем Севере.
Часовня из деревни Березник в миниатюрном размере
Рисунок. Деревянное зодчество в миниатюрном размере. Часовня из деревни Березник.
Вырезав точно все детали, наклейте выкройку заднего фасада притвора на передний торец главного объема, несколько сместив его вправо, как указано на рисунке. После этого начинайте оклеивать все плоскости бревнами снизу вверх, употребляя для нижних венцов более толстые бревна, утончая их кверху. На выкройке задней стенки притвора, естественно, оклеивается короткими отрезками бревен только тот кусочек картона, который выступает с правой стороны. В данном случае все бревна должны доходить точно до конца картонных форм. Если у вас некоторые бревна выступают за границу картона, аккуратно, придерживая бревна пальцами, чтобы они не отлетели, обрежьте все неровности острыми ножницами точно по кромке картона. Наметьте на нужном месте окна и прожгите их раскаленным шилом, зачистив надфилем обуглившиеся края.
Для того, чтобы собрать плоскости в объем, с внутренней стороны всех боковых стенок, отступив 3-4 мм от края картона, наклейте квадратные щепочки-упоры, в которые и будут упираться передние и задние торцы строений. Когда упоры хорошо приклеются, просохнут, промажьте их с внешней стороны клеем и соберите плоскости в объем. Передняя и задняя плоскости должны плотно, без перекосов, войти в боковые упоры. Поставьте все сооружение на стол, чтобы можно было сверху увидеть, нет ли перекосов, которые можно ликвидировать, пока клей не просох. После сборки центрального объема таким же порядком собирайте притвор, т. е. все сооружение в целом, так как задняя стена притвора уже приклеена к главному объему. Чтобы углы не перекашивались, можно при склейке зафиксировать их кусками пластилина. Затем пластилин удалите.
Крыльцо с лестницей собирается отдельно от всего здания.
Наметьте, между какими бревнами оно будет вклеиваться, и над этим местом на бревенчатой стене наклейте дверь из щепочки соответствующего размера.
Крыльцо полностью оформлено из деревянной пластины размером 10х40 мм. Ограждение, оклееное рогозом и двумя фигурными колонками, подклеивается под дверь, а к нему подгоняется нужной высоты лестница из целого кусочка дерева. Все крыльцо вместе с лестницей перекрывается асимметричной кровлей.
Материал для кровли готовится только тогда, когда основные объемы совершенно закончены. Сначала требуемую кровлю вырезают из картона, примерив так, чтобы она совпала с перекрываемыми постройками по размерам и форме, предусмотрев навесы кровли спереди и сзади, а также величину свесов по бокам. По картонным формам выпиливаются деревянные пластины.
По краю свесов вытачиваются при помощи надфиля зубцы. При всех обстоятельствах основа - картон не должен доходить до края пластины и перекрывать зубцы. В данном случае клинчатая кровля упирается ровным краем в пластины «полиц», тогда как кровля крыльца и притвора украшена по краю зубцами. Стыки углов здания оклеиваются щепочками-тесинами, как бы прикрывающими торцы бревен.
Как указано выше, главка, на шейке которой сделано углубление, посажена на конек кровли. Крыльцо одновременно приклеено к стене здания притвора перед дверью и сразу же к заранее подобранной подставке. Под крыльцо не забудьте подклеить два толстых бревнышка, на которые оно будет опираться. В последнюю очередь наклеиваются причелины, наличники и шелом.
Совершенно в ином стиле решена Часовня из деревни Пехово.
Рисунок. Деревянное зодчество в миниатюрном размере. Часовня из деревни Пехово.
Основной объем строения чрезвычайно прост: прямоугольная избушка (50х60 мм при высоте в коньке 80 мм). Красивы играющее роль притвора гульбище, галерея, охватывающая строение с трех сторон, и общая кровля, перекрывающая все здание. Кровля по краю гульбища поддерживается витыми столбиками. Часовня казалась бы приземистой, если бы не нарядное гульбище и высокая шейка изящной главки, придающая строению легкость и поэтичность.
Собирать плоскости часовни в объем довольно просто. Часовня из деревни Березник оклеена бревнами по методу рубки «в лапу без остатка», при котором бревна сходятся под углом, не выступая за пределы плоскости стен. В этом случае стыки бревен обычно с обеих сторон угла прикрываются досками-тесинами. Пеховская часовня оформлена по способу рубки «в обло с остатком», т. е. в данном случае концы бревен на углах перпендикулярны друг другу и выходят за пределы плоскости стен. Таким образом, оклейка стен данной часовни несколько отличается от предыдущей. Картон боковых стен оклеивается таким образом, чтобы с обеих сторон выходили ровные остатки бревен, тогда как торцовые стены оклеиваются только до края картона.
На боковых стенах изнутри, как и в предыдущем случае, наклеиваются щепочки-упоры. Кроме того, сразу намечаются, прожигаются и оклеиваются окна. Затем все плоскости собираются в объем так же, как и в первом случае.
Таким образом, спереди и сзади строения выступят остатки бревен, тогда как на боковых стенах они будут отсутствовать и их надо имитировать, наклеив соответствующей величины обрезки от бревен прямо на бревенчатую боковую стену. Наклеивать надо пинцетом, постепенно смазывая бревна клеем. Так достигается полное впечатление крестообразного выпуска.
Собрав плоскости в объем, в данном случае в прямоугольник, и наклеив на окна наличники, поставьте полученное строение на кусок картона, обведите карандашом с трех сторон и, отступив 6-7 мм, проведите вторую линию. Вы получаете форму для гульбища, которую следует вырезать.
Точно по центру переднего фасада наклейте дверь. Теперь приступайте к самой кропотливой работе - оформлению галереи гульбища. Для этого на картонную форму наклейте тонкие пластины дерева, затем вырежьте из картона ограждение гульбища с таким расчетом, чтобы перед дверью был широкий вход. Полоски картона ограждения оклеивайте кусочками рогоза, как подскажут вам желание и фантазия. Готовое гульбище наклеивается где- то между третьим и четвертым бревнами. После этого надо заготовить картонные формы для кровли. Кровля перекрывает не только здание, но и гульбище, оставляя достаточный просвет между свесом кровли и ограждением гульбища. Зубцы кровли должны обязательно выходить за картон, чтобы его не было заметно. Когда кровля окончательно решена и оформлена, отрежьте от заранее заготовленных фигурных колонок отрезки нужной длины и подклейте одним концом к полу и ограждению, а другим, несколько скошенным, под кровлю. Колонки, поддерживающие кровлю, одинаковы по сторонам и несколько выше перед входом. Перед двумя передними колонками приклеивается непосредственно к краю входа гульбища и подставке (к которой уже приклеено все здание) соответствующей ширины лестница с перилами.
На шейке заготовленного купола треугольным напильником выпиливается углубление, затем купол плотно надевается на конек кровли. Передние и задние срезы кровель обеих часовен должны быть декорированы причелинами и полотенцами. Пеховская часовня ставится на белую плоскую подставку, которая как бы увеличивает нарядность этого строения.
Благодаря подробному описанию процесса работы над макетами памятников деревянного зодчества может показаться, что все чрезвычайно сложно. Но это только на первый взгляд. После того как мы освоим один-два образца, разберемся в необходимых материалах, деталях и последовательности работы, все покажется проще.