Образ человека для своего выражения имеет богатейшие возможности. Деятельность человека очень многоплановая и может быть отображена в искусстве.
Человек всегда имеет тематическое окружение - спорт, труд, развлечения.
В лесных скульптурах самое сложное в изображении человека сделать голову и лицо. Сделать условно, не применяя резьбы, опираясь в основном на природную пластику. Голову нужно сочетать с подходящим туловищем, проделав это так, чтобы не возникало сомнений по поводу зримой условности.
Резьба в лесной скульптуре, выполненная непрофессионально, всегда производит отталкивающее впечатление. Могут быть не соблюдены пропорции, неправильно расположена лицевая мускулатура.
Есть большие мастера, которые являются грамотными резчиками, но, несмотря на это, их работы всегда выполнены на основе природной пластики. Они как бы вытекают из этой пластики, и таким образом грамотная резьба становится второстепенным элементом.
Всегда можно подобрать небольшой кап, нарост, фигурный сучок, где, возможно, и не совсем ясно проступают черты человеческого лица. Не врезаясь излишне в заготовку, подчеркните эти черты более явственно, если вам, по задуманной работе, лица скрыть нельзя.
Обратимся к отломам. Не беритесь работать с маловыразительным плоским отломом. Он должен быть достаточно выпуклым, чтобы ощущалось как бы мускульное заполнение. Поначалу любой отлом безлик. Надо проделать большую кропотливую работу, чтобы он превратился в тот образ, который вы задумали.
Тут нельзя действовать стихийно, делать то, что получится. Всегда добивайтесь поставленной цели. Постарайтесь представить элементарную мимику человеческого лица. Опущенные уголки губ - выражение унылое, так же, как и опущенные внешние уголки глаз. Напротив, приподнятые уголки рта - выражение веселое. Вертикальные складки на лбу - раздумье, суровость, горизонтальные - удивление и т. д. Попробуйте посмотреть на себя в зеркало, придавая лицу то или иное выражение.
Немаловажную роль в портрете играет расположение глаз в отношении переносицы. Близко расположенные маленькие глаза придают лицу выражение глуповато-сердитое, тогда как расположение правильное делает портрет спокойным и полным благородства.
Научитесь правильно делать вашим героям носы. Для этого первым делом вылепите из пластилина, сходного по цвету с древесиной, несколько носов. Прикладывая их к заготовке, вы постепенно подберете то, что нужно задуманному персонажу. По этой модели и вырезайте нос из подходящей по диаметру и цвету ветки. Не забудьте о ноздрях. В мелкой заготовке их можно выточить надфилем, в более крупной - круглым напильником. Ноздри должны быть более или менее раскрытыми, но не утрированно большими, и не забудьте о перегородке между ними.
То место, на которое будет наклеен нос, надо хорошо обработать напильником и наждачной бумагой, чтобы скошенная часть плоскости носа хорошо прилегала к заготовке.
Не приклеивая носа, а лишь плотно приложив его к лицу при помощи маленького кусочка пластилина, наметьте расположение глаз мягким карандашом.
Теперь на месте наметки острием ножа сделайте небольшое углубление и затонируйте ее цветом более темным, чем цвет древесины. На месте зрачка поставьте крохотную белую точку, которая придаст глазу живое выражение. Точки должны быть расположены одинаково в обоих глазах. Посередине - если взгляд направлен прямо. Если взгляд направлен в сторону, то в одном глазу точка должна быть расположена ближе к внешнему углу глаза, а в другом - к внутреннему. Иначе ваш герой получится косоглазым.
При нехватке материала для бороды и усов добавьте тонкие волнистые щепочки, взятые с обратной стороны либо с боков заготовки.
Завершение портрета делается обычно из той же ветки, из которой выполнена вся работа. Можно сделать любую шапку с поляки, без полей или в виде ушанки, приклеив из отрезков родственной коры козырек и уши. Бывает шапка, оформленная самой природой. Можно зашлифовать верхнюю часть портрета - получится лысина. Можно удалить верхнюю часть заготовки и на этот срез наклеить вычурную свилеватость, имитирующую шляпу с перьями.
Крупные портреты обычно используются в качестве украшений. Поэтому обратную сторону изделия надо отделать так, чтобы оно плотно прилегало к стене и к нему можно было приладить петлю. Некоторые портреты удобно приклеивать к доске. Такую доску лучше всего расколоть пополам по ходу древесных волокон, чтобы портрет лежал на естественной необработанной поверхности.
Из отломанных веток хорошо получаются образы пожилых бородатых мужичков.
В большинстве своем скульптуры людей более или менее условны. Надо эту условность сбалансировать таким образом, чтобы получить наибольшую слитность основных деталей - головы и туловища. Они должны соответствовать друг другу по фактуре, цвету и пластике. Если фигурке необходимы руки или ноги, это тоже требует абсолютной слитности с общим образом, но эти фрагменты должны быть как можно меньше детализированы.
Вариантов множество, и дать какие-то определенные и точные рекомендации нельзя. Все зависит от вашего вкуса, выдумки и наблюдательности.
Чем условнее решена голова изделия, тем придирчивее вы должны отнестись к выбору туловища: следует учесть тематическое его решение.