Непрозрачную отделку применяют в тех случаях, когда древесина имеет некрасивую текстуру или другие дефекты, которые нужно прикрыть краской и тем самым улучшить внешний вид древесины. При этом покраска может быть однотонной (одним цветом) или имитирующей (дуб, мрамор); в том и другом случае используют укрывистые краски. Чаще непрозрачную отделку применяют для изделий из хвойных пород. При этом виде отделки производят обессмоливание, грунтование, шпаклевание и окраску изделия.
Обессмоливание - обработка засмоленных мест на древесине хвойных пород. Засмоленные места затрудняют склеивание, при их наличии нельзя ровно окрасить изделие морилкой или водорастворимым красителем, смола может испортить лаковую пленку. Поэтому всю смолу, выступившую на поверхность изделия, сначала соскабливают стамеской или ножом. Оставшиеся смоляные пятна смачивают 25-процентным водным раствором ацетона; можно применять также скипидар, бензин, спирт, соду и другие материалы; полезно подогревать эти жидкости до 50°. Раствором соды протирают смоляные пятна в течение 20-30 минут. Хорошо удалять смолу водным раствором ацетона и соды.
Во всех случаях после обработки смоляных пятен их промывают теплой водой. Обессмоленную древесину хорошо просушивают. Древесина, обработанная содой, обычно темнеет и поэтому ее нельзя красить светлыми красками. Работы по обессмоливанию древесины следует выполнять в резиновых рукавицах.
Грунтование - нанесение первого слоя на. обрабатываемую поверхность для заполнения мельчайших пор и отверстий древесины. Для непрозрачной отделки масляными или эмалевыми красками применяют малярные грунты, состоящие из пигмента, пленкообразующего вещества (олифы) и растворителя. Они представляют собой жидко разведенные краски, лаки, олифы, клей и пр. Грунтовать следует кистью или тампоном поперек волокон, втирать грунт в древесину кругообразными движениями и заканчивать протирку вдоль волокон. После высыхания грунтовки обрабатываемую поверхность шлифуют.
Применение быстросохнущих нитроцеллюлозных грунтовок требует четкости и точности в работе. Жидкие грунтовки наносят пистолетом-распылителем, более густые - щетинными кистями, тампонами или шпателями. Нитроцеллюлозные грунтовки лучше выявляют текстуру древесины, чем клеевые и масляные. Поверхность, загрунтованную одной натуральной олифой, высушивают за 48 часов, при добавлении сиккатива (10 г на 90 г олифы) - в два раза быстрее. Но следует помнить, что олифа вызывает потемнение древесины.
Для грунтования поверхности перед отделкой применяют и нитроглифталевый лак № 756, разбавленный растворителями Р-646 или Р-647. Перед употреблением лак полезно отфильтровать через марлю, сложенную втрое. Температура помещения должна быть не ниже 18°, а влажность воздуха не выше 60%. Грунт наносят перекрестным способом один раз и сушат 30- 45 минут. После сушки поверхность шлифуют вдоль волокон шкуркой № 120-140.
Нанесенный слой грунта должен быть равномерным и обладать ровным слабым блеском. На загрунтованной поверхности недопустимы дефекты: царапины, стертые места, неровности, полосы, пятна, потеки. Грунтовать изделия можно в собранном и в разобранном виде.
Шпаклевание - выравнивание отделываемых поверхностей перед покраской (после грунтования, просушки и шлифования), Густые шпаклевки применяют для выравнивания отдельных мест (неровностей), жидкие - для шпаклевания всей поверхности изделия.
Для изделий из хвойных пород или изделий, отделанных клееной фанерой, лучше применять сплошное шпаклевание. Шпаклевать рекомендуется после предварительной грунтовки и не менее двух раз с промежуточной просушкой и шлифованием. После- шпаклевания (местного или сплошного) поверхность тоже шлифуют.
Трещины шпаклюют шпателем (стальная, пластмассовая или деревянная лопаточка): первый раз - поперек волокон, после высыхания - вдоль волокон. Кромки и профильные детали шпаклюют один раз вдоль волокон.
Простейшую шпаклевку для местного шпаклевания можно приготовить, смешивая мел с нитролаком № 757. Она не требует предварительной грунтовки и быстро затвердевает, поэтому ее нерекомендуется заготовлять большими порциями.
Окраска масляными или эмалевыми красками часто применяется для некоторых видов мебели. При ремонте приходится восстанавливать окраску. Это следует делать после снятия слоя старой краски и соответствующей подготовки изделия, т. е. после шлифования и грунтования поверхности, на которой должны быть зашпаклеваны трещины, щели, выбоины и другие дефекты. После шпаклевания поверхность полезно вторично загрунтовать, просушить и зашлифовать тонкой шкуркой.
Под краски на масляной основе целесообразно применять масляную шпаклевку, под нитрокраски - нитролаковую шпаклевку. При необходимости к краскам добавляют растворители и сиккативы. Перед покраской и во время окрашивания изделий приготовленную краску нужно перемешивать.
Масляными красками и эмалями обычно окрашивают кухонные столы, шкафы, хозяйственные изделия, санитарную и всевозможную простую мебель. Эти краски более пригодны для покраски изделий, находящихся внутри помещений. Детскую мебель желательно красить в светлые тона, она должна быть нарядной, но не белой - это утомляет зрение ребенка. Наружные поверхности кухонной мебели лучше окрашивать также в светлые тона (кремовый, бежевый, под слоновую кость и др.) масляными, эмалевыми или нитрокрасками. Внутренние поверхности можно окра шивать один раз после двукратной проолифки. Если в олифу добавить немного светлой охры, получится желтоватый оттенок, если же добавить немного коричневой охры - коричневый оттенок.
Имитировать масляными и эмалевыми красками цвет ценной породы (дуба и др.) не рекомендуется - получается грубо и некрасиво.
Окраска масляными красками. Для покраски изделий, находящихся вне помещений (на воздухе), лучше применять краски, растертые на натуральной олифе; в других случаях применимы олифы оксоль и нафтенатная. Масляные краски дают слабый глянец и, чтобы его усилить, окрашенную поверхность покрывают лаком, чаще масляным, бесцветным. Если нужно иметь матовую окраску, добавляют немного скипидара. Обычно перед использованием краску разбавляют олифой в размере 20-45% от веса краски и в зависимости от ее густоты. Масляные краски, высыхая, не меняют своего цвета.
При покраске изделия первый слой наносят более жидкой краской, для этого ее после разбавления олифой рекомендуется хорошо размешать и процедить через частую металлическую сетку. Первый слой должен хорошо просохнуть. После этого поверхность шлифуют и снова покрывают краской (но более густой) с последующим тщательным выравниванием слоев краски. Красить надо равномерно, тонкими слоями, сначала верхние части изделия и более мелкие его детали. Размер кисти устанавливается в зависимости от размеров покрываемого краской изделия.
Масляную краску нужно наносить круглой кистью (ручником) жирными полосами и растирать в разных направлениях. Неровности и следы, возникающие при этом, выравнивают и сглаживают чистой плоской кистью-флейцем так, чтобы кисть слегка касалась окрашенной поверхности. Ширина флейца может быть от 25 до 100 мм. Заканчивать выравнивание окрашенной поверхности флейцем нужно сверху вниз на вертикальных поверхностях и вдоль волокон древесины на горизонтальных поверхностях.
В зависимости от того, в какой степени требуется закрасить текстуру древесины, изделие красят один, два, три и даже четыре раза. Каждый слой краски должен хорошо просохнуть в течение 12-20 часов (при температуре 18-20°). После сушки его шлифуют мелкозернистой шкуркой или пемзой с водой. Последний слой можно не шлифовать. Оставшуюся в посуде масляную краску, для сохранения заливают водой.
Окраска эмалевыми красками (масляными и нитроэмалями). Масляные эмали продаются в готовом для употребления виде. Наносить их лучше плоской кистью-ручником, не растирать, а выравнивать флейцем. Красить надо два раза с перерывом между ними до 18 часов.
Нитроэмали продаются нескольких цветов. Применять их следует в хорошо проветриваемых помещениях. Перед употреблением их разбавляют растворителем № 646 или разбавителем РДВ до требуемой вязкости и процеживают через марлю. На поверхность изделия нитроэмали обычно наносят плоской или круглой кистью (ручником) два и более раза с выдержками после каждого покрытия в 40-50 минут. Каждый слой шлифуют. Нитроэмали следует наносить ровными слоями без пропусков или потеков, не допуская образования пятен, полос и других дефектов.
Некоторые нитроэмали сохнут быстро (за 1 час при температуре 18-22°), другие - более медленно. Быстросохнущие нитроэмали необходимо наносить на окрашиваемую поверхность ровно, быстро и аккуратно, так как времени на выравнивание слоев нет. Не рекомендуется окрашивать нитроэмалью шероховатые поверхности.
При нанесении эмалевых красок нельзя долго водить кистью по одному месту, иначе может раствориться ранее нанесенный и высохший слой эмали.
Крашение древесины протравами и красителями - применяют для усиления естественной окраски, имитации ценной древесной породы, скрытия дефектов, однотонной окраски и пр. Чаще применяются кислотные красители, так как они легко растворяются в воде и достаточно светостойки. Окрашивающий раствор желательно приготовлять в эмалированной посуде.
При прямом крашении краситель наносят непосредственно на древесину. В количестве, определяемом по рецепту, краситель всыпают в воду, нагретую до 60-80°, и размешивают до полного растворения. Раствор морилок должен отстояться не менее 48 часов, раствор анилиновых красителей - охладиться до комнатной температуры, смесь морилок и анилиновых красителей также должна отстояться не менее 48 часов. Остоявшийся раствор сливают в другую посуду.
Протравы можно растворять в чистой воде с последующим кипячением и фильтрованием через марлю. Если вода жесткая, полезно добавить немного кипяченой воды или нашатырного спирта. Поверхность древесины следует увлажнять водой для более равномерного последующего протравливания, это особенно относится к торцам изделия, где протрава сильно впитывается древесиной.
При приготовлении раствора можно сразу брать такое количество красителя, какое требуется для получения нужного цветового тона, но можно это достигнуть и слабым раствором при многократном его нанесении.
На поверхность изделия раствор можно наносить кистью, губ кой, чистой хлопчатобумажной тряпкой, а также при помощи пульверизатора. Поверхность покрывают раствором равномерно вдоль волокон, вертикальные поверхности начинают покрывать снизу. Мелкие детали можно опускать в ванну с раствором, который желательно подогреть.
Покрывать изделие протравой следует 2-3 раза с промежутками по 5 минут. Однако наносить протраву необходимо быстро, не оставлять непрокрашенные места, не задерживать кисть на одном месте, не водить ею несколько раз по одному месту.
Окрашенную поверхность протирают губкой или тряпкой, сушат при температуре не ниже 18° в течение 1,5-2 часов, затем шлифуют (выравнивают) мелкозернистой шкуркой (№ 170-200) или куском грубошерстного сукна. Для создания блеска протравленную поверхность покрывают два раза бесцветным лаком или полируют.
При работе с протравой на руки нужно надевать резиновые перчатки, иначе возможны ожоги рук.
При протравном крашении перед нанесением красителя, поверхность изделия обрабатывают протравой; совместно протрава и краситель дают нерастворимое соединение. При одном и том же красителе разные протравы могут дать различные цветовые оттенки. Иногда древесину обрабатывают сначала дубильными веществами, не изменяющими окраску древесины, а затем протравой, после чего окраска проявляется. Такой прием целесообразен для бука, березы, сосны и других пород, бедных дубильными веществами. Рецепты составов для крашения приведены в следующем разделе.
Имеющиеся в древесине дубильные вещества, а также смолистость, мешают окраске и получению чистых цветовых тонов. Чтобы окрасить древесину березы под цвет ценной породы, можно применить прозрачные водные или спиртовые анилиновые красители, при этом текстура березы сохраняется, меняется только цвет.
При глубоком крашении красящим раствором пропитывается вся древесина. Для такого крашения выгодно применять специальные установки, в которых изделие сначала пропаривают, а затем под давлением в 8 атм пропитывают в течение 45 минут раствором красителя, нагретым до 75-85°.
Красители, протравы и дубильные вещества следует подбирать в зависимости от породы древесины и требуемого цвета.