Поляны, газон
Почти на всех озелененных объектах нужны открытые пространства большей или меньшей величины, на которых густо растет трава. Травянистые покрытия подразделяются на газоны и луга (поляны, лужайки). Основная разница между ними в том, что газоны регулярно подстригают и травостой на них густой, но не высокий, а луга скашивают 1-2 раза в год.
Декоративные газоны подразделяются на партерные и обыкновенные. Партерные газоны размещают на наиболее ответственных, парадных местах. Они всегда должны казаться ровными зелеными коврами.
Обыкновенные газоны - травостои большинства наших улиц, скверов, садов внутриквартального озеленения.
Луговой газон - это уже не газон, а луг. Это живописные парковые поляны свободной планировки, природный луг с полевыми цветами.
Надо помнить, что газон хорош лишь в сочетании с древесно-кустарниковой растительностью, при правильном соотношении между ними. Композиции полян следует уделять особое внимание при проектировании крупных садов и парков. Соотношение между ними и древесными массивами определяет художественный облик отдельных участков и парка в целом. Важно правильно определить место полян в плане. Не рекомендуется ровно разбрасывать их по всей территории парка, так как это нарушит облик его частей. В тенистых зонах, где преобладают лесные ландшафты, большое количество полян нецелесообразно, здесь уместны лишь небольшие лесные лужайки. В солнечных зонах желательна концентрация ряда более крупных полян, может быть, соединяющихся между собой.
Принято считать, что по ширине наибольшими ландшафтными достоинствами обладают поляны со средней шириной 80-120 м.
Величина полян зависит от их назначения и величины озелененного объекта.
Если в большом парке уместны поляны в несколько гектаров, то в маленьком парке, в саду они будут не масштабны.
Величина поляны перед зданием обычно рекомендуется шириной не менее самого здания, а длиной в 2-5 раз больше здания.
Поляна должна раскрывать пространство парка. Затененные поляны меньше радуют глаз. Значит, длинную ее ось выгоднее располагать примерно с востока на запад, чтобы северная сторона не затенялась в течение всего дня. На освещенной опушке поляны размещают светолюбивые породы, желательно с темными и компактными кронами, а на теневой стороне, светлые, ажурные и более теневыносливые породы.
Восприятие пейзажей поляны во многом зависит от трассировки дорожек. Поляна может чувствоваться заранее, если дорожка ведет прямо к ней, упирается в нее. Восприятие может быть и внезапным, если дорожка подходит по касательной, и поляна внезапно раскрывается сбоку. Огромную роль в восприятии поляны играет декоративность ее опушек.
Парковые поляны имеют эстетическое назначение - вносить в пейзажи пространство, свет, теплоту.
Поляны в ландшафте городского парка имеют большое композиционное и функциональное значение. Они необходимы в композиции как открытые пространства, контрастирующие с массивами насаждений, и используются для прогулок, игр и спорта.
В зависимости от использования поляны имеют газонный покров различного состава. Газоны бывают: декоративными - трава определенного ассортимента, подвергающаяся регулярному уходу, стрижке и поливке; луговыми - трава не подстригается, а скашивается; «мавританскими» - газонные травы смешиваются с однолетними цветами; спортивными - устойчивые травы, хорошо выдерживающие вытаптывание.
Газоны отличаются друг от друга особым подбором семян растений (травосмесь), характером подготовки почвы и формами ухода.
Партеры
Партером называется декоративная композиция, расположенная на горизонтальной плоскости, выполняемая из растений, инертных материалов и воды. Партер может состоять из одного, двух, четырех и более элементов.
Из окон зданий партер должен восприниматься целиком. Основным требованием к партеру является единовременное и полное его визуальное восприятие. Обычно партер бывает прямоугольной формы с отношением сторон 1:3 до 1:7.
В рисунке партера используют растительные мотивы: стилизованные ветви, листья, цветы растений, скомпонованные в различных сочетаниях. Фоном для рисунка в большинстве случаев служит песок, щебень различных инертных материалов.
Рисунок классических партеров довольно равномерно заполняет отведенную ему площадь, не оставляя больших свободных промежутков.
Неотъемлемой частью партеров являются периметральные рабатки (полосы), выполняющие не только защитную, но и декоративную роль.
Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся партеры:
1. Кружевные, узорчатые или партеры - «вышивки».
2. Наборно-орнаментальные.
3. Английские.
4. Разрезные.
5. Партеры около оранжерей.
6. Водные.
Солитеры (одиночные посадки)
Солитер - одиночное дерево, растущее на поляне, площадке, поле или в отдалении от массива зеленых насаждений. Солитер, высаженный на поляне или площадке, как правило, выполняет роль композиционного центра. Он должен отличаться от окружающих деревьев своеобразием кроны, окраской листвы, эффектным цветением или плодоношением. Солитер обычно высаживают в партерной части парков, садов, скверов или пейзажных частях парка на полянах и лужайках.
Чем крупнее поляна, тем внушительнее выглядит одиночное дерево. Чем ближе от человека находится дерево, тем большее значение имеют ветви кроны, окраска листвы, характер цветения и плодоношения. Чем дальше оно от зрителя, тем большее значение приобретает силуэт дерева.
Расстояние солитера от зрителя должно быть не менее двух его высот. Форма дерева без заметного искажения воспринимается с расстояния, равного трем его высотам.
При регулярной планировке солитер помещают или на оси перспективы, или, используя несколько солитеров, размещают их через равные промежутки. При определении видовой перспективы следует учитывать, что с южной стороны под влиянием неравномерности освещения крона развивается сильнее, чем с северной, поэтому следует избегать просмотра солитера с запада или востока.
Крупный солитер хорошо воспринимается с расстояния 300-400 м.
Одиночные посадки - деталь композиции, ее резкий, выделяющийся штрих. И как деталь, посадки должны либо гармонично увязываться с окружающим пейзажем, либо создавать яркий, но оправданный контраст. Наиболее хорошо посадки выглядят на фоне зелени газона, луга в качестве композиционного центра. Тень от солитера не должна касаться кромки фоновых насаждений.
Классическим солитерным деревом считается дуб, береза, особенно ее плакучие формы, липа, лиственница, ель, ива и многие другие. Но такие деревья, как клен ясенелистный, наращивающий с возрастом неровную, неряшливой формы крону, для солитерных посадок не годятся, в исключительных случаях используют пестролистную форму.
Для кустарников для солитеров желательны красиво цветущие (сирень обыкновенная), необычного колорита (клен гиннала) или цветущие и колоритные (калина).
Аллеи
Аллеей называют прямолинейную дорогу с рядовой обсадкой.
Аллейные посадки деревьев и кустарников размещают вдоль дорог и дорожек.
Наиболее развитую систему аллей имеют парки и лесопарки.
В планировочной композиции парка выделяются основные и второстепенные аллеи.
Основные аллеи соединяют входы в парк с наиболее интересными объектами, расположенными на территории парка (центральной площадью, крупным архитектурным объектом, клубом, дворцом культуры, выставочным павильоном, памятником архитектуры), территорией, наиболее интересной в ландшафтном отношении, и т. д.
Внутренние и второстепенные аллеи устраивают внутри зон и предназначены они для равномерного распределения посетителей парка на территории зоны.
По планировке аллеи бывают прямолинейные и изогнутые в плане. Прямолинейные аллеи устраивают преимущественно на равнинных участках. Начало и конец аллеи акцентируют или архитектурными сооружениями или посадкой наиболее декоративных деревьев и кустарников, или другими элементами территории и устройствами, которые могут выполнять роль композиционных акцентов, замыкающих аллею или оформляющих вход в нее.
Изогнутые в плане аллеи устраивают, как правило, при наличии рельефа. При этом надо стремиться к тому, чтобы на изломе аллеи создавались перспективы на застройку, памятник архитектуры, водное пространство, группу или одиночную посадку солитера и т. д. По мере движения по криволинейной аллее должна создаваться система пейзажных видов, разных по глубине, с определенной последовательностью их чередования.
Рекомендуемая ширина аллей разного назначения приведена в таблице:
Тип аллеи |
Ширина аллеи от оси дороги до оси деревьев, м |
В том числе ширина, м |
||
пешеходной части |
газона с одной стороны |
общая ширина газона |
||
Главная аллея |
15 |
10 |
2,5 |
5 |
Прогулочные аллеи |
3-4,5 |
1,5-3 |
0,75 |
1,5 |
Кольцевая аллея |
10 |
5 |
2,5 |
5 |
По своей конструкции аллеи бывают открытые и закрытые. Под открытыми аллеями понимают аллеи, обсаженные высокоствольными деревьями, сквозь стволы которых просматривается окружающая территория. При устройстве открытых аллей большое значение имеет создание системы разных по глубине пейзажных видов.
Закрытые аллеи это аллеи, изолирующие посетителя от боковых видов и направляющие его внимание прямо по движению. Для их устройства могут высаживаться деревья в сочетании с живыми изгородями или деревья с низким штамбом, например ели или бук.
Возможны чередования отдельных открытых участков аллей с закрытыми.
Аллейные посадки могут создаваться как посадкой правильного ряда деревьев, т. е. высаженных на одном расстоянии друг от друга, так и обсадкой пешеходных частей аллей групповыми посадками с разрывами между ними. При этом при одинаковой ширине аллей правильные посадки деревьев зрительно удлиняют перспективу, тогда как обсадка аллей группами деревьев соответственно сокращает ее - прием укрупнения ритма.
Древесные породы при прямолинейном решении аллеи могут высаживаться как в один ряд с каждой стороны, так и в два ряда. При этом при посадке в два ряда с каждой стороны деревья могут располагаться как рядами, так и в шахматном порядке.
Аллеи бывают однородные или включают в себя посадки двух и более пород. При этом растения высаживают в определенных закономерных сочетаниях, которые чередуются между собой. Эти чередования могут образовывать метрические и ритмические ряды. Метрический ряд - равномерное построение одних и тех же элементов аллеи, например обсадка аллеи растениями одной породы с одинаковой высотой и кроной. Сложный метрический ряд - чередование разных пород, например посадка среди деревьев с шаровидной кроной деревьев с колоновидной кроной. Ритмический ряд посадки - размещение растения с нарастанием или убыванием какого-либо признака. Например, по высоте штамба или окраске листвы (переход от темно-зеленой до серебристой окраски). При аллейных посадках наиболее часто встречаются метрические ряды.
На главных аллеях обычно возникают встречные потоки посетителей. Поэтому планировка таких аллей должна иметь сложный профиль: для главного потока отводится центральная широкая аллея, а боковые узкие аллеи предназначены для встречных потоков. Разделительные полосы могут образовываться чистыми газонами, газонами с посадками деревьев, цветниками. Для формирования изогнутой в плане аллеи могут использовать однотипные и смешанные посадки.
В случае прокладки аллеи вдоль склона или у его подножия древесные и кустарниковые растения размещают так, чтобы закрыть склон. В связи с этим загущают посадки деревьев, около них высаживают живую изгородь. Со стороны пониженной части склона аллею формируют однотипными плотно-кронными деревьями с высоким штамбом.
При планировке основных композиционных осей парка большое значение приобретают трассировка маршрутов, насыщение их перспективами, живописными пейзажами, причем должно быть предусмотрено последовательное обновление пейзажей, открывающихся зрителю из различных пунктов.
В ландшафтном искусстве садово-парковым аллеям и дорогам важное значение придавалось с давних пор. В садах XVIII в. садово-парковые аллеи рассматривались в качестве важнейшего компонента всей планировки. За общее правило принималось положение, что каждая аллея в парке обязательно должна завершаться интересной перспективой, декоративным сооружением, скульптурой и т. п.
При устройстве перекрестков парковых дорог не следует делать их под слишком острым углом; такие углы легко вытаптываются и их трудно засаживать растениями. Нежелательно также и перекрещивание дорог под прямым углом, так как это создает впечатление однообразия и монотонности. Углы должны акцентироваться наиболее декоративными растениями.
Порода деревьев зависит от длины, ширины аллеи и ее назначения. На длинной широкой аллее могут расти мощные деревья с широкими кронами, на коротких и узких - уместнее деревья с узкими кронами. Для аллеи, ведущей к строгому архитектурному сооружению, больше подойдут строгие формы крон, в частности пирамидальных, а для аллеи, ведущей к лугу или пруду, - раскидистые вплоть до плакучих форм.
Для загущенных тенистых аллей желательны теневыносливые деревья, такие, как липы или клен остролистый.
Из более светолюбивых пород можно применять березы, вяз, многие тополя и др. Хорошие хвойные аллеи дают все ели и лиственница. Минимальные расстояния в ряду при посадке деревьев в аллеях колеблются от 2,5 до 6 м.
Расстояние аллейных деревьев от края дорожки зависит от состава древесных пород, назначения аллеи, ее характера и ширины дорожки. Когда необходимо создать очень сомкнутую аллею - зеленый тоннель, - деревья можно высаживать близко от дорожки, даже на расстоянии 0,5 м. Но в большинстве случаев аллейные ряды воспринимаются лучше, если они отодвинуты от края дорожки и отделены от нее ровной полоской газона.
Рядовые посадки
Рядовые посадки деревьев - это посадки деревьев, высаженных в одну линию. Их применяют обычно при уличных посадках, на жилых территориях и в парках, отделяя друг от друга площадки различного назначения, а также по периметру объектов.
Рядовые посадки имеют большое санитарно-гигиеническое и архитектурно-планировочное значение. Они смягчают солнечную радиацию на городских улицах, снижая температуру на 15-20 %, задерживают большое количество пыли и газа и являются одним из средств борьбы с шумом.
На магистралях общегородского значения, как правило, должна предусматриваться двухрядная посадка деревьев, на районных магистралях и улицах местного значения - однорядная в сочетании с живыми изгородями, на нежилых территориях вокруг площадок разного назначения - также однорядная посадка.
Для озеленения городских улиц и магистралей, рядовые посадки следует высаживать, как правило, на газонных полосах. Для одного ряда деревьев газонная полоса должна быть не менее 8 м, для двух рядов - 13,4-14 м, для четырех - 21 м. Ширина газонных полос при посадке кустарников увеличивается на 1 м.
Для обеспечения возможности складирования зимой снега на газонах при уличных посадках минимальные расстояния древесных посадок до проезжей части принимают согласно данным таблицы:
Ширина проезжей части, м |
Ширина газонной полосы, м |
Расстояние от проезжей части до оси дерева, м |
|
для 1/2 проезжей части |
для всей ширины проезжей части |
||
7 |
- |
2 |
2 |
9 |
2 |
2,5 |
3 |
10,5 |
2 |
2,5-4 |
3 |
14 |
2,5 |
3-3,5 |
3 |
21 |
3 |
3,5-4 |
4 |
Размещение и подбор пород для рядовых посадок производятся так же, как и для аллейных посадок, главным образом при помощи метрических рядов.
При размещении посадок деревьев и кустарников необходимо учитывать расположение наземных и подземных сооружений и коммуникаций. Допустимое приближение зеленых насаждений к коммуникациям приведено в таблице:
Наименование |
Наименьшее расстояние, м |
|
до оси дерева |
до кустарника |
|
От наружных стен зданий и сооружений |
5 |
1,5 |
От подошвы или внутренней грани подпорных стенок |
3 |
1 |
От оград высотой 2 м и выше |
3 |
1 |
От края: проезжей части улиц |
С учетом технической полосы |
|
тротуара |
2 |
0,7 |
садовых дорожек |
1 |
0,7 |
От головки рельса трамвая |
5 |
3 |
От мачт, опор освещения и контактной сети |
4 |
1 |
От подземных сетей: газопровода |
2 |
1,5 |
канализации |
1,5 |
1 |
теплопровода |
2-4 |
2 |
водопровода |
2 |
1 |
Водопроводная магистраль (водовод) |
5 |
5 |
Дренаж |
2 |
1 |
Водосток |
1 |
0,5 |
Наружная грань общего коллектора |
2 |
1,5 |
Кабель связи |
2 |
2 |
Силовой кабель |
3,5 |
2 |
Колодец подземных сетей |
2 |
2 |
Живые изгороди
Живые изгороди - это свободнорастущие или формованные кустарники (реже деревья), высаженные в один или более рядов, выполняющие декоративную, ограждающую и маскировочную функции.
Живые изгороди классифицируют по высоте, числу рядов в них, а также по системе ухода за ними (стриженые или формированные, нестриженые).
Классификация живых изгородей по высоте приведена ниже
Живая изгородь // Высота, м
Высокая - выше 2
Средняя - 1-2
Низкая - 0-5-1
Бордюр - менее 0,5
Высокие изгороди применяют для полной изоляции пространства.
Средние по высоте изгороди используют для ограждения территорий, не требующих полной изоляции пространства.
Низкие живые изгороди и бордюры применяют для декоративного оформления различных участков.
По конструкции изгороди подразделяются на одно-, двух- и многорядные.
Однорядные изгороди применяют на участках, не требующих полной изоляции, или на участках, ограниченных по территории. Такие изгороди составляют из светолюбивых и красивоцветущих пород.
Двухрядные изгороди более непроницаемы, создают плотные стены. По породному составу различают однопородные изгороди или комбинированные из растений двух пород, посаженных в разных рядах.
При устройстве многорядных изгородей необходимо соблюдать условие: в одном ряду - одна порода.
На особо ответственных объектах, обеспеченных систематическим уходом, применяют стриженые изгороди, которым путем систематической стрижки придают определенную форму (чаще всего прямоугольную или трапециевидную).
Живые изгороди, как правило, устанавливают из кустарников, но могут быть использованы и деревья высотой около 3-3,5 м, имеющие ветвление боковых побегов не выше 0,2-0,3 м от земли.
Живая изгородь должна быть густой, иначе это будет не изгородь, а ряд кустарников. Расстояние между растениями зависит от биологических свойств породы и назначения живой изгороди. Междурядья делают в 30-50 см, а между ярусами до 70; в рядах расстояние между кустами 30-50 см.
Лучшими породами для подстригаемых живых изгородей являются боярышники, кизильники, снежник и пр.
Если живая изгородь выполняет утилитарную функцию ограды, то и строить ее надо так, чтобы через нее было трудно и неприятно проходить.
Зеленые стены - это высокие живые изгороди очень густо посаженных и регулярно подстригаемых деревьев или древовидных кустарников. Наиболее часто они встречаются в регулярных садах и парках. Деревья высаживают, как правило, в два ряда (третий, средний ряд сильно затеняется и плохо растет). Расстояния между рядами 1-2 м, а в рядах - иногда только в 0,5 м. Облиствление таких стен должно начинаться от самой земли. Поэтому штамбовые саженцы здесь непригодны. Стрижку зеленых стен выполняют несколько раз в год.
Для создания зеленых стен используют теневыносливые породы: липу, клен остролистный, ель, тую западную и др. Но, к сожалению, они медленно растут. Несколько быстрее растут вяз и лиственница. Зеленые стены можно создавать из быстрорастущих густокронных тополей, но они недолговечны.
Зеленые стены можно создавать и более редкой посадкой деревьев: в один ряд или в два в шахматку с расстояниями между рядами 2-4 м и 2-3 м в рядах. В этом случае используют обычные штамбовые саженцы.
Боскеты - это небольшие пространства в регулярных садах и парках, ограниченные зелеными стенами, иногда в сочетании с живыми изгородями. Такие «зеленые комнаты» всегда имеют геометрически правильные формы. Это принадлежность старых регулярных парков. Боскеты должны хорошо просматриваться как извне, так и изнутри.
Иногда для устройства боскетов строят трельяжи, т. е. деревянные или металлические сетчатые каркасы, которые обвиваются вьющимися растениями, высаженными внизу.
Боскет - это компактная объемно-пространственная композиция, выполняемая из деревьев и кустарников, в которую могут включаться павильоны, фонтаны, водные зеркала, скульптура, партеры и пр. Боскеты, как правило, обрамляют парадную открытую часть композиции ансамбля, представляя великолепный фон для ее декоративных деталей.
Размер боскетов обусловлен общим композиционным замыслом всего ансамбля в целом. В боскетах широко используют стриженые зеленые стены различной высоты (от 0,5-1,5 до 2-8 м), создаваемые из кустарников и деревьев. Иногда для усиления зеленых стен из кустарников применяют каркас.
Боскеты независимо от планировочного решения и назначения различаются по принципу размещения деревьев и кустарников и оформлению их крон. В связи с этим можно выделить следующие типы боскетов:
1) боскет, вся растительность которого, как по периметру, так и внутри представляет стриженые стены;
2) боскет, у которого периметр выполнен в виде стриженой зеленой стены, внутри же боскета деревья имеют неподстриженные свободные кроны;
3) боскет типа рощи.
Группы
Группа - это сочетание древесных растений одного или нескольких видов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка. В ее состав входят не менее трех экземпляров древесных или кустарниковых растений, полностью обозреваемых с одной точки, находящейся на уровне посадки. Группы подразделяются на древесные, кустарниковые и смешанные различной величины.
Группа - это главный элемент озеленительных построений, основная конструкция садово-парковой объемной архитектуры, причем не только при пейзажной, но и при регулярной планировке.
В последнее время все меньше применяются линейные посадки, большие права приобретает группа как основной вид древесных и кустарниковых построений.
Еще в далекие времена говорили: «Рядами посадит всякий, а группами - это трудно». Действительно, проектировать групповое озеленение сложно. Трудно такой проект переносить в натуру. Но зато выращивать групповое озеленение несравненно легче и дешевле. Здесь не надо добиваться однообразия, стандартности растений, не очень страшно и отставание в росте некоторых экземпляров; не надо заботиться о регулярной стрижке.
Назначение древесных групп очень разнообразно. Они создают передний и средний план пейзажа, его акценты, доминанты. Группы делят, расчленяют парковое пространство, оформляют поляны. Примыкая к древесным массивам, они становятся сопутствующими группами, разнообразят и обогащают край массива.
Группы создают силуэт сада, парка, сквера, наполняют их игрой света и теней, обогащают его колорит.
И, наконец, из групп, сближенных между собой, состоят крупные древесные построения садов и парков: куртины, рощи, массивы.
Подбор растений в группе основывается либо на мягком сочетании, либо на контрастном соотношении в зависимости от их декоративных качеств. В зависимости от расстояния до проходящей аллеи или от размещения площадки, с которой открываются основные виды, группа должна обладать либо четким и выразительным силуэтом, видимым с далеких расстояний, либо более тонкими нюансами цвета и фактуры листвы и ствола, видимыми с близких расстояний. Во всех случаях должен учитываться характер фона, на который проектируется группа.
Комбинация деревьев в группах бывает различной: группа построена на контрастах разных пород и из деревьев одной породы. Число групп, их размер надо подбирать с учетом размера поляны и высоты окружающих массивов.
Велико разнообразие различных видов древесных групп. По величине их можно условно подразделить на малые 2-4 дерева, средние 5-10 деревьев и большие 15-20 деревьев (далее пойдут куртины, рощи и массивы, т. е. комплексы сближенных групп).
Группа может быть «сквозистой» - стволы деревьев и кустарников открыты и за ними видна поляна или массив зелени, или «плотной» - с посадкой кустарников, хорошо декорирующих нижнюю часть группы.
Расстояния между деревьями в группах принимают при мелком материале 1,5-2 м (с последующим разреживанием) при крупновозрастном 3-4 м. Минимальное число деревьев в группе - три; группа из девяти деревьев определяется как предел величины группы.
Иногда группа может состоять не из трех, а из двух элементов, специально подобранных по величине, форме крон, окраске (темное на светлом и наоборот) и фактуре листа, а также по видам, например дерево и кустарник, кустарник и травянистое растение.
Различен и внешний облик групп. По фактуре группы бывают от ажурных до плотных; по форме - от рвущихся вверх колонновидными или пирамидальными кронами до плакучих; по силуэту и колориту - от мягкогармоничных до контрастных.
По дендрологическому составу различают группы одно- и разнопородные, чисто древесные, древесно-кустарниковые и кустарниковые.
Если композиция парка включает большое число групп, то их рекомендуется делать однопородными, чтобы избежать пестроты композиции. Однопородные группы, посаженные в виде букетов, усиливают художественные качества применяемой породы. Если композиция парка включает относительно небольшое число отдельных групп, имеющих особое декоративное значение, то такие группы необходимо делать из двух-трех пород. Можно сочетать лиственные и хвойные породы.
Как же проектируют и строят древесные группы? Начинают с определения смыслового содержания группы: для чего она, что это - часть массива, опушка, кулиса, доминанта или что-то другое, что она должна выражать; какое должна производить эмоциональное воздействие. После этого определяют ее величину, форму, видовой состав и т. д.
Лучше, если края групп будут неровными, выступающими. Возможно применение треугольных групп, отрывающихся из фона.
При высаживании молодых деревьев группами неровности очертаний групп достичь нетрудно, но когда деревья разрастаются, они своими кронами сгладят выступы, особенно если эти выступы невелики оттого, что их много.
Крупную группу или куртину можно строить иначе. Устанавливают неровный «амебообразный» контур группы и по этому контуру деревья. Иногда деревья располагают внутри контура. Но у таких «амеб» не следует делать много выступов.
Как бы ни были построены группы, почти для каждой из них обязательны два простых правила: в группе не должно быть трех и более деревьев в ряд и расстояния между деревьями не должны быть одинаковыми. Против света должны восприниматься в своей основе группы, а не массивы. Как подбирают в группы деревья различных пород? Сколько пород может быть в одной группе? Как их сочетают?
Видовое разнообразие сада, парка не означает бессистемного смешения многих пород на всей территории, каждый район парка или крупного сада может иметь свою главную доминирующую породу. Значит, большинство деревьев данного района должно состоять из этой породы. Часть групп может быть однопородной. Некоторые породы деревьев хороши именно без примесей, например береза. Кроме того, она хороша как небольшая примесь в группах с господством другой породы, но когда доминирует, то примесей не любит (кроме небольших вкраплений ели).
В группе может главенствовать и не та порода, которая доминирует в этом районе, но чье-то главенство в разнопородной группе обязательно, даже в мелкой. Группа из трех деревьев различных пород обычно воспринимается хуже, чем из двух одинаковых и третьего (несколько отступая) другой породы.
В разнопородную группу не обязательно вводить много пород. Если для сада или парка предназначен широкий ассортимент деревьев и кустарников, то лучше часть групп делать из сочетаний одних пород, а другие группы - из других. Следует избегать одинаковости пестрых сочетаний, т. е. однообразного разнообразия.
Не только каждый район, но каждая группа должны иметь свое лицо.
По каким правилам подбирают деревья для групп и размещают их в группах?
Прежде всего, по признакам биологической совместимости. Нужны те породы, которые в данном климате, на данном участке будут хорошо развиваться и не будут антагонистичны между собой. И размещать их надо так, чтобы мощные высокорослые породы были в центре групп или на заднем плане и не закрывали деревьев второй и третьей величины, являющихся отделкой группы и обычно располагающихся по выступам группы, еще больше подчеркивая эти выступы.
Понятие высокорослости здесь тоже условное. Оно переплетается с понятием о быстроте роста. Такие быстрорастущие деревья, как большинство тополей и ив, лучше не смешивать с деревьями медленного роста, а составлять из них отдельные группы.
Не следует допускать, чтобы в разнопородных группах породы сливались в монотонной одинаковости. Тогда теряется смысл разнопородных групп. Важно, чтобы одна порода подчеркивала особенности другой.
Группы можно подбирать по архитектурно-объемному признаку, по силуэту. Они могут быть устремленными ввысь, тогда надо брать деревья, которые образуют пирамидальные или колонновидные кроны, например ели, пихты, пирамидальные формы тополей. Если нужны раскидистые округлые группы, то в них будут уместны ивы, вязы, клены и многие другие породы. Для плакучих хороши соответствующие формы берез и ив. В отдельных случаях в одной группе могут быть деревья и пирамидальной, и раскидистой, и плакучей формы. Какие переходы следует делать между группами? В одних случаях редкие, контрастные, в других - постепенные, гармоничные. Нельзя допускать монотонности.
Назначением одних групп может быть создание густого фона, плотной кулисы или маскировки некрасивою сооружения.
Другие группы могут предназначаться для взгляда сквозь них.
Деревья и кустарники можно подбирать в группы и по окраске листвы. Могут быть группы, рассчитанные на летний эффект и на осенний.
Возможны и иные приемы подбора деревьев в группы.
Форма группы, ее величина, подбор пород и их размещение зависят от расстояния, с которого группы будут просматриваться.
Согласно требованиям дальний план пишется крупными мазками, передний - тщательно прорисовывается. На дальнем плане группы должны быть крупнее, число деревьев одинаковых пород больше, силуэтные и цветочные контрасты резче, колоритные пятна листвы и цветов обобщеннее, крупнее. К группе, которая будет рассматриваться с близкого расстояния, требования иные. Здесь несколько умаляется значение силуэта, увеличивается требование к таким деталям, как мозаика, цвет и колорит каждого дерева. Такая группа должна быть подобна хорошему букету, в котором виден каждый цветок. В группах переднего плана очень хороши цветущие деревья, окаймленные цветущими кустарниками. Большое значение приобретают фактура и окраска стволов, рисунок ветвей и листвы.
Густота групп зависит от биологических и от декоративных требований. Породы светолюбивые и растущие раскидисто надо рассаживать реже, чем теневыносливые или узкокронные. Деревья первой величины - реже, чем второй и третьей.
Ажурные группы следует рассаживать так, чтобы ветви соседних деревьев почти не переплетались, а в плотных группах переплетались. Разрывы между деревьями и кустарниками должны быть значительными. Ниже приведены примерные расстояния в м между деревьями в группах:
Между деревьями первой величины одного вида - 3-6
Между разными деревьями первой величины - 4-8
Между деревьями первой и второй величины - 4-8
Между деревьями второй и третьей величины - 1-4
Между деревьями первой величины и кустарниками - 3-5
Между деревьями второй или третьей величины и кустарниками - 1-4
Эти расстояния указаны с расчетом на разрастание деревьев.
В первые годы после посадки такие группы редки, жидки. Для декоративного эффекта молодые группы можно уплотнить временными деревьями, которые через 5-10 лет следует вырубить.
Куртины и рощи
Куртины - это большие группы, примерно по 20-50 деревьев. Могут быть древесно-кустарниковые и кустарниковые куртины.
Куртины создают в основном из одной породы. На открытых пространствах парка ими пользуются для показа декоративных особенностей той или иной породы, собранной в массу. Куртины бывают и среди древостоев. Например, среди березового массива куртина в 20-30 елей создает контрастное сочетание, подчеркивающее достоинства обеих пород.
Хороши куртины из цветущих кустарников или из кустов с колоритной листвой, расположенные на склонах.
Роща - это совокупность однородных по составу и возрасту насаждений, образующих массив (березовая, дубовая, сосновая и др.).
Роща может непосредственно переходить в парковый массив или занимать самостоятельное в плане парка положение. При искусственном создании этой формы насаждений следует придерживаться естественного характера размещения деревьев и выбирать породу в соответствии с почвенными и климатическими условиями произрастания.
Рощами называют сравнительно небольшие обособленные участки леса. В основном это остатки более крупных лесных массивов, расположенные на ровном месте. Рощи бывают однородными (березовая, липовая) и одновозрастными.
В парковых ландшафтах роща - это растительная группировка: больше куртины и меньше массива. В парковые рощи высаживают по 100-200 деревьев. Каждая такая роща состоит из одной породы.
Массивы - это сочетание множества однопородных или многопородных деревьев и кустарников, произрастающих на крупных площадях и подобранных в биологическом и декоративном отношении.
В лесоводстве под массивом понимают крупный участок леса. В садово-парковом деле массивами называют гораздо меньшие пространства. Это части территории лесопарка, парка или сада, на которых деревья растут сплошь, сближенными, не расчлененными между собой группами. Массивы насаждений на парковых территориях могут служить защитой от вредных воздействий городского окружения. В этом случае их подбирают из быстрорастущих пород.
В отличие от лесного массива парковый массив, не говоря уже о размерах, должен иметь более расчлененную структуру, изрезанные края и более разнообразный и декоративный ассортимент, самостоятельный художественный эффект.
Массивы составляются из деревьев разной величины и могут быть разнообразными по ассортименту, но с сохранением доминирующего значения одной или нескольких древесных пород.
Массивы могут состоять из одной породы, например из березы или сосны. Могут быть они и разнопородными (но главенство какой-то породы обязательно).
В разнопородных массивах чаще бывает желательна двухъярусность древостоя. Иногда нужен подлесок из теневыносливых кустарников. Почти всегда желателен подрост - молодые деревца пород первой величины, которые впоследствии постепенно смогут дорасти до материнского полога и заменить его. В подрост массивов следует чаще вводить ель - она теневынослива, в молодости не любит солнцепека и хорошо растет под пологом лиственных пород, постепенно заменяя их.
Парковые массивы обычно подразделяются на периферийные и внутренние. Периферийные массивы (или защитные пояса) служат защитой от ветров, изолируют парк и сад от города и защищают от городской пыли, газов, шума. Подбор пород для периферийных массивов может быть простым, без особых эстетических требований. Важно, чтобы это были высокорослые породы.
Внутренние парковые массивы обычно состоят из небольших перелесков и рощ. Они ограничивают, формируют поляны и другие открытые пространства, расчленяют и организуют территорию парка. Эти насаждения играют большую роль в формировании садовых или парковых пейзажей: они являются то дальним планом глубоких пейзажных картин, то фоном для древесно-кустарниковых групп.
Два соседних массива нередко составляют кулисы пейзажа, его средний и ближний планы.
Облик парковых массивов бывает разным. Прежде всего он зависит от породного состава: из какой породы образован массив, в чистом виде порода или с примесями. Зависит этот облик и от возраста деревьев, густоты древостоя, от наличия и расположения второго яруса, от подроста, от кустарников подлеска, от трав и многих других условий.
Если деревья внутри групп, составляющих массив, высажены на 2-5 м одно от другого, а между группами оставлены промежутки по 10-20 м, то получается масса мелких полянок различной величины и формы. Такое построение массива оживляет его, вносит разнообразие даже в однопородное насаждение и создает отчетливые контрасты небольших участков света среди обилия тени. Редко расположенные, но более крупные поляны еще сильнее оживляют массив.
Как создают крупные парковые массивы? Здесь существует несколько методов. Прежде всего следует использовать имеющиеся естественные насаждения. Но иногда природные насаждения отсутствуют. В этих случаях создают новые древесные массивы и прежде всего по методу лесных культур, т. е. посадки производят не саженцами, а сеянцами, высаживая их около 10 тыс. шт. на 1 га. В практике создания древесных массивов применяют также метод «питомник - парк».
Основные композиции групп из деревьев и кустарников
В пейзаже важное место занимают группы из деревьев и кустарников, поэтому правильная их композиция определяет красоту пейзажа.
Структура группы, размещение ее и подбор пород на территории участка представляют собой сложную творческую и лесоводческую задачу, от успешного решения которой зависит художественная и санитарно-гигиеническая ценность объекта.
Группа есть сочетание древесных растений одной или нескольких пород, расположенных изолированно на открытом пространстве, с диаметром проекции крон в поперечнике не более 25 м для малого лесопарка, 50 м - для среднего и 80 м - для большого лесопарка.
Группы можно рассматривать по составу пород, количеству и расположению деревьев.
По составу пород группы подразделяются на чистые и смешанные. Чистые по составу пород группы бывают хвойные или лиственные. Смешанные группы состоят из хвойных пород или из лиственных, или из хвойных и лиственных. Предпочтение следует отдавать группам, чистым по составу.
Создание преимущественно чистых по составу пород групп, особенно на опушках леса и на площадях реконструктивных рубок, не нарушит целостности лесных ландшафтов, их естественного вида и в то же время улучшит декоративные качества насаждений.
По своему построению группы имеют ядро, состоящее из одного или нескольких деревьев. Вокруг ядра компонуются остальные древесные растения.
В зависимости от используемого ассортимента деревьев и кустарников и их декоративных свойств, а также возраста и размещения растений группы могут быть представлены следующими типами:
По составу пород: чистые и смешанные.
По структуре крон: грубые (дуб), средние (вяз) и тонкие (ива).
По плотности кроны: плотные (ель) и рыхлые (сосна).
По форме: одноярусные и многоярусные.
По цвету кроны: темные (пихта), светлые (ива) и яркие (дерен).
По композиции: симметричные и асимметричные.
По силуэту группы могут иметь соотношения высоты к ширине 1:2 и 2:1.
По величине группы подразделяются на малые, средние и большие.
По долговечности, ароматичности и другим признакам: долговечные (древесные), недолговечные (кустарниковые), из ароматичных растений (жасмин и др.), из красивоцветущих растений (розы) и др.
Рисунок. Гармоничные ландшафтные группы: а - однопородная (клен остролистный); б - разнопородная, построенная на единстве декоративной мозаики: 1 - ясень зеленый; 2 - рябина обыкновенная; 3 - рябинник; 4 - клен ясенелистный; в - разнопородная, гармоничная по окраске и мозаике листьев: 1 - ива белая серебристая; 2 - лох узколистный; г - разнопородная стабильная из деревьев с гармоничным сочетанием форм краны, мозаики окраски хвои: 1 - пихта одноцветная; 2 - ель обыкновенная; 3 - можжевельник виргинский.
Размеры групп определяются величиной растений или их количеством. Основные способы посадки деревьев и кустарников в группах следующие.
Группа создается посадкой нескольких растений в один котлован или сближенным размещением посадочных мест (0,3-1 м).
Группа создается посадкой растений возле уже имеющегося дерева (одного или нескольких).
Группа со свободной расстановкой посадочных мест.
Группа, составленная из деревьев, различных по возрасту.
Группа с регулярной расстановкой посадочных мест.
Необходимо отметить высокую декоративность чистых групп из кустарников.
Группы, смешанные по составу пород, широко применяют в лесопарках как акценты на полянах и лужайках, у входа в лесопарк, у водоемов.
Подобные группы создают путем посадки древесных растений согласно проекту или формируют при помощи рубок формирования насаждений.
Смешанные группы интересны по цвету (ствол, ветви, хвоя, листва, цветки, плоды), по форме и структуре крон. Они могут быть плотные и ажурные, одно- и многоярусные, большие и малые.
Смешанные по составу пород группы строят на контрасте отдельных декоративных свойств растений, благодаря чему рельефнее выступают те или иные их декоративные качества: форма, структура, цвет.
Рисунок. Конструкции регулярных форм крон деревьев и кустарников (естественных, стриженых, формированных): а - шаровидная без штамба; б - конусовидная без штамба; в - срезанно-пирамидальная на низком штамбе; г - кубическая на штамбе; д - зонтичная; е - прямоугольная на штамбе; ж - нижнеовальная на штамбе; з - веерная; и - фонтанная форма.
При подборе деревьев и кустарников в группы надо стремиться избегать излишней пестроты. Группы можно формировать из одних лиственных пород, лиственных с хвойными и реже из одних хвойных. В лесопарках преобладает второй вариант смешанных групп - хвойные с лиственными.
При создании смешанных групп необходимо по возможности подбирать разнохарактерные растения, выявлять декоративные качества пород тщательным подбором и компоновкой деревьев. От этого зависит эффект группы в целом.
Группы из хвойных значительно выигрывают от близости лиственных пород. Хвойные древесные породы хороши в окаймлении из хвойных кустарников (сосна с можжевельником).
Кустарники делают композицию группы более законченной, дополняя ее окраской листьев и ветвей, а также цветами.
Рисунок. Регулярные замыкающие группы. Пример использования классических форм крон деревьев и кустарников с повторением однотипных крон по форме и высоте (а, б, в) или использование их контрастных форм (г). Подобные приемы могут быть использованы в рядовых посадках.
Группы деревьев оформляют кустарниками в следующих случаях:
1) для создания контрастной группы по цвету (вводят кустарники с яркой, пестрой окраской или красивоцветущие);
2) для создания плотной, облиственной до земли группы;
3) для объединения деревьев группы в одно целое, чтобы придать группе монолитность;
4) для создания выразительного силуэта, очертания, объема группы;
5) для создания группы длительного цветения.
Цветущие растения придают группе особую прелесть. Весной преобладает белая окраска цветов растений, в начале лета - бело-розовая и розовая, а в середине лета - желтая.
Если представить последовательность цветения некоторых деревьев и кустарников, то получится примерно следующая картина.
Ранней весной зацветают клен остролистный, черемуха обыкновенная, спиреи; несколько позднее - яблоня, сирень, рябина, жимолость, боярышник, калина, барбарис, городовина, каштан конский; в начале лета - желтая акация, жасмин, шиповник; в середине лета - липа.
Умело компонуя цветущие древесные и кустарниковые растения, можно добиться непрерывного цветения в течение длительного времени.
Рисунок. Регулярные декоративные группы для центрального расположения: а - группа из четырех деревьев с акцентом в центре композиции; б - ярусная группа с акцентом овальной формы.
При компоновке групп высокие кустарники должны размещаться ближе к деревьям, а низкие красивоцветушие - по периферии групп. Густота посадки кустарников в значительной степени зависит от теневыносливости растений и размеров группы.
С возрастом группы изменяются по высоте, величине и густоте крон, цвету, форме и в отдельные периоды жизни будут иметь различный эффект. В группах, смешанных по составу пород, с возрастом, выпадают недолговечные породы (ива, черемуха) и появляются новые соотношения в цвете.
Рисунок. Регулярные группы углового расположения: а - полустабильная группа из трех деревьев с угловым высотным акцентом; б - изменяющаяся линейная группа с высотным акцентом на фланге.
Рисунок. Регулярные группы мемориального строя: а - солитер плакучей формы на фоне каре из пирамидальных тополей и стриженой живой изгороди; б - зеленая стена из стриженой туи с двумя акцентами колонновидной формы; в - каре из стриженой живой изгороди с акцентом колонновидной формы в центре композиции; г - композиция с контрастным акцентом плакучей формы.
Рисунок. Регулярные группы монументального строя: а - ярусная композиция квадратного построения в плане; б - ярусная композиция кругового построения в плане.
При размещении древесных растений в группе между ними оставляют оптимальные расстояния с учетом их полного развития. Подобное формирование обеспечит в будущем здоровый и декоративный облик всей группы.
Группы должны быть скомпонованы с учетом лесорастительных условий и биологических особенностей древесных пород для их совместного произрастания. В хороших лесорастительных условиях, на богатых плодородных почвах можно рекомендовать смешанные группы с 2-4 древесными и 1-2 кустарниковыми породами, а на бедных почвах - чистые группы из одной породы или с введением декоративных кустарников. Для хорошей приживаемости посадок завозят растительный грунт.
Рисунок. Регулярные формованные группы: а - двухъярусная группа квадратного построения с акцентом в центре композиции; б - двухъярусная группа кругового строения с акцентом в центре ширококонусовидной формы; в - сформированный солитер на фоне каре из стриженой живой изгороди.
При выборе групп для посадки следует учитывать состав, вид и состояние растущих на участке лесных массивов, которые будут являться как бы фоном для декоративных групп.
Немаловажное значение имеет правильный выбор группы соответственно климатическим и почвенным условиям.
Размещение декоративных групп
При формировании паркового ландшафта необходимо уметь сохранить выразительные природные участки. Иногда проведением небольших мероприятий (рубка, подсадка) можно удачно подчеркнуть красоту места.
Малоценные, однообразные территории лесопарков необходимо реконструировать. Существующие и вновь создаваемые насаждения должны образовывать единую композицию. Объемно-пространственная композиция лесопарка состоит из закрытых, полуоткрытых и открытых пространств.
Для достижения художественной выразительности необходимо выделить участки формирования пейзажа с введением групп (вход, центр композиции, ряд пейзажей, сопровождающих основной прогулочный маршрут).
По назначению в пейзаже выделяют следующие типы групп:
1. Группы, являющиеся главным композиционным центром лесопарковой картины. К этому типу относятся группы, расположенные на полянах и лужайках; группы в «карманах» насаждений; группы, завершающие перспективу; группы, закрепляющие повороты дорожек группы у воды; группы, создающие фон для сооружений и оформления зданий.
2. Группы как переход от массивов к открытому пространству.
3. Группы, образующие парковые кулисы. К этому типу относятся группы, разграничивающие пространство на отдельные виды; группы, создающие перспективы.
4. Группы, образующие лесопарковый пейзаж.
При размещении групп на территории лесопарка надо иметь в виду, что дерево хорошо смотрится от земли до вершины кроны при нахождении от него на расстоянии двойной или тройной его высоты, причем в группе из деревьев одинаковой высоты будут видны кроны только с крайних деревьев; в группах из деревьев, расположенных нисходящими ярусами, будут видны кроны всех ярусов. Крупные группы следует размещать друг от друга на расстоянии трех-четырех диаметров их крон, а средние и малые - около крупных.
Лианы в вертикальном озеленении
Вертикальное озеленение является одним из эффективных приемов декорирования растениями вертикальных плоскостей.
Особенно желательно оно в южных городах и при большой плотности застройки, когда стены зданий перегреваются и внутридворовое пространство не позволяет создать в нем необходимое количество зеленых массивов.
Ценность этого вида озеленения заключается в том, что для посадки вьющихся растений нужна небольшая площадь (лунка размером 50х50 см). Кусты быстрорастущего винограда амурского, дикого и других видов через 3-4 года могут дать суммарную площадь листвы, равную площади листвы 20-летнего дерева. Кроме того, заметно снижаются уровень шума и запыленность.
В зависимости от условий вьющиеся растения у стен зданий можно высаживать непосредственно в грунт, лунки отмостки, в ящики; на балконах и лоджиях - балконные или специальные ящики и кадки. Лианы, применяемые в вертикальном озеленении, условно подразделяют на:
вьющиеся - растения с побегами, непосредственно обвивающимися вокруг опоры (жимолость, древогубец, кирказон и др.);
цепляющиеся - растения, прикрепляющиеся к опоре при помощи усиков - у винограда; присосков - у некоторых разновидностей девичьего винограда, воздушных корней - у кампсиса и плюща, листовых черешков - у клематиса.
Эти растения высаживают там, где нельзя применить обычные деревья и кустарники.
Лианами озеленяют балконы, стены зданий, беседки, дверные и оконные проемы, веранды, фонарные столбы, перголы, арки, трельяжи, подпорные стенки, гроты, откосы, клумбы, рабатки, отдельно стоящие опоры и др.
Для вертикального озеленения можно использовать однолетние (душистый горошек, ипомею, бобы турецкие, настурцию вьющуюся, кобею, вьюнок и др.) и многолетние вьющиеся растения (виноград, хмель, жимолость каприфоль, плющ обыкновенный, розы плетистые, клематис и др.).
Наиболее перспективными лианами для вертикального озеленения являются:
актинидия (острая, коломикта, мозолистая, пурпурная) с побегами 8-25 м. Как плодово-ягодные лианы рекомендуются для ведомственных территорий и приусадебных садов;
виноград (амурский, горный, куанье, лисий, летний, прибрежный, скальный) с побегами 10-25 м. Рекомендуется для оформления любых вертикальных сооружений;
виноград (аконитолистный, разнолистный) с побегами 3-8 м. Ценится за ажурную листву;
девичий виноград (пятилисточковый) - побеги поднимаются на высоту до 25 м. Морозо- и засухоустойчив. Наиболее декоративна форма Энгельмана, усики которой обладают способностью присасываться к любой твердой поверхности и посаженные у стены не требуют дополнительных опор. Такими же свойствами обладает и девичий виноград триостренный и его форма Вейчи, но они более декоративны;
древогубец плетеобразный - побеги до 10 м, своей зеленью создают ровную поверхность любого оформляемого вертикального сооружения;
глициния китайская - побеги поднимаются до 18 м. Ценится как декоративно цветущая лиана. Рекомендуется для южных и юго-западных районов страны;
жимолость (американская, каприфоль, вьющаяся, Тельмана) - побеги 4-6 м. Красивоцветущие лианы. Цветение - конец мая, начало июня;
кампеис укореняющийся - красивоцветущая лиана с побегами до 15 м. Пригодна для южных и юго-западных районов страны;
кирказон (крупнолистный, маньчжурский) - лиана высотой до 15-20 м с крупными почти округлыми листьями до 20-25 см, ценится за крупную листву и ровное покрытие любого оформляющегося вертикального сооружения;
клематис (виноградолистный, восточный, короткохвостый, лигустиколистный, метельчатый) - лиана с побегами 6-10 м и обильным цветением в июле - сентябре. После цветения декоративна обилием пушистых семенных соплодий. Наиболее декоративными являются сортовые клематисы трех групп: Жакмана, фиолетового и шерстистого с цветками различных колеров 8-20 см в диаметре. Высота растений 2,5-4 м.
Цветочное оформление садов и парков
Цветы на объектах озеленения
Особенно большое значение в композиции цветочного оформления имеет цветовое решение. Цветы украшают парки, сады, бульвары, скверы, жилые кварталы и микрорайоны, территории вокруг школ, детских и общественных учреждений, заводов и фабрик. Цветущие растения представляют собой живую природу в квартирах, учебных и общественных зданиях, в производственных помещениях.
Принципы архитектурно-художественной композиции цветочного оформления. В практике садово-паркового строительства применяют различные типы цветочного оформления (цветники). Цветник - это участок геометрической или свободной формы с выраженными однолетним, дву- и многолетним цветочными растениями.
Клумбы - небольшие, компактные (не расчлененные дорожками) участки различных геометрических форм, площадь которых обычно не превышает 10-15 м2 и очень редко достигает 50 м2 и более. По форме клумбы представляют собой цветник правильной геометрической формы. Они бывают круглыми, овальными, квадратными, ромбовидными, прямоугольными, многоугольными. Чаще всего на них высаживают цветующие растения, но иногда в оформление клумб включают декоративные цветущие кустарники (розы, сирень) или кустарники с декоративной листвой (самшит, юкки и др.). В композицию клумб включают также газоны, представляющие собой поверхности, мощенные плитами, галькой, либо посыпанные песком или толченым кирпичом; ограждения из металла, дерева, керамики, естественного камня, бетона, кирпича.
Рабатки - участки прямоугольной формы, засаженные цветущими растениями. Ширина их обычно не превышает 1-1,5 м и лишь в редких случаях (при большой длине) достигает 2 и даже 3 м.
Бордюры - узкие полосы цветущих растений или растений с декоративной листвой, окаймляющие какой-либо участок на озелененной территории. Ширина бордюров обычно не превышает 30-50 см. Их применяют как самостоятельный или составной элемент типов цветочного оформления.
Цветочные и декоративные травянистые растения занимают важное место в убранстве парка и вместе с древесными растениями, водными устройствами, камнями, скульптурой формируют его эстетический облик. При помощи цветников оформляют планировочные узлы парка - партерные площади, входы, места отдыха, создают акценты, концентрирующие внимание, направляющие движение и завершающие художественное решение парковых композиций - мест у водоемов, на полянах, у опушек, скульптуры и др. Их применяют как самостоятельный тип цветочного оформления или как составной элемент других типов цветочного оформления.
Клумбы, рабатки, бордюры по характеру используемых растений подразделяются на три группы. В первую группу входят виды цветочного оформления, в которых используют растения с цветами большой декоративной ценности; во вторую - растения с декоративными по форме и цвету листьями (ковровые); в третью - цветущие и ковровые растения. Одиночные экземпляры травянистых растений, применяют как самостоятельный тип цветочного оформления какого-либо участка озелененной территории. Группы и массивы таких растений служат также самостоятельным типом цветочного оформления.
Миксбордеры (смешанные бордюры) - цветники правильной или неправильной формы, создаваемые на фоне стены или плотной посадки, из различных видов цветочных растений, гармонично увязанных в единое целое и обеспечивающих непрерывность цветения.
Ленты - вытянутые, относительно узкие (шириной до 3 м) цветники свободной волнистой формы. Это сравнительно новый вид цветника. Они создаются для красочного оформления дорог, полян, партеров.
Солитер - отдельно стоящий экземпляр растения. В качестве солитеров используют большей частью многолетники, а также летники.
Группа - цветник свободной формы. Такие группы используют для оформления пейзажных, реже - регулярных композиций.
Массив - цветник значительных размеров (цветочная площадь) регулярной и свободной формы. Красочный эффект обеспечивается за счет одновременного цветения всех растений. В городском оформлении и в парках-выставках ассортимент цветов состоит преимущественно из летников, в пейзажных парках - многолетников. Широко используются луковичные растения.
Модульный цветник - композиция, решаемая в виде различных, повторяющихся форм (квадратов, кругов, прямоугольников), заданных в определенных соотношениях. В состав модульного цветника включают цветущие и ковровые растения, газон, инертный материал, воду.
Цветники-выставки - моносады и сады длительного цветения.
Каменистые сады, или рокарии - плоские или холмистые, решаются как в свободных формах, так и регулярно.
Цветы в емкостях - контейнерах и вазах переносных и стационарных (без дна). Располагают на площадках, улицах, у кафе - там, где устройство обычных цветников невозможно. Следует избегать размещения емкостей на газоне.
Каждый вид цветочного оформления должен иметь свое место в парковой композиции. Цветники, как правило, размещают: на наиболее важных местах - у входов; на входных видовых площадках; на пересечении дорог; в местах тихого отдыха; на полянах; у водоемов, вдоль дорог и т. д.
Определяя места для цветников, необходимо учитывать пейзажные картины и вводить их в состав пейзажных композиций. Форма цветников зависит от места их размещения.
Кроме перечисленных групп, существуют и специальные типы цветочного оформления. К ним относятся посадки из различных видов и сортов одной культуры, например, георгины (георгинарий), розы (розарий), сирени (сиренгарий), горные цветущие растения (альпинарий). Это своего рода коллекционные участки, но в отличие от обычных коллекционных участков их решают в виде законченных архитектурно-планировочных композиций, часто с включением беседок, трельяжей, водоемов, фонтанов, скульптур.
К специальным типам цветочного оформления относятся также перголы - перекрытие «цветущим сводом» аллеи; трельяжи, при помощи которых образуются «цветущие стены и беседки»; конструкции, позволяющие создать впечатление «цветущей колонны», «цветущей пирамиды» и т. д.
Сады непрерывного цветения - еще один вид цветочного оформления, возникший не так давно в практике садово-паркового строительства. Садом непрерывного цветения может быть целый городской сад и небольшой участок в парке или на бульваре. Для этого типа оформления подбирают растения, которые обеспечивают непрерывное цветение на протяжении наиболее длительного периода, в идеале «от снега до снега» - с ранней весны до поздней осени. В садах непрерывного цветения используют не только травянистые растения, но также цветущие кустарники и деревья.
Различные типы цветочного оформления широко применялись на протяжении всей многовековой практики садово-паркового искусства. В VIII-XIX вв. в парках Италии, Франции, Англии, России часто устраивали большие партеры с фонтанами, декоративными водоемами, скульптурами, а также элементами топиарного искусства (фигурной стрижки). Позднее в городских парках, скверах, на бульварах появились, а затем завоевали широкое признание клумбы и рабатки со сложным рисунком, создаваемым разнообразными однолетними цветущими и ковровыми растениями. Иногда узорчатые клумбы и рабатки заменяли большими массивами одной культуры, но также четких геометрических форм.
В настоящее время преобладающим приемом в композиции парков, садов и других категорий городских насаждений стала пейзажная, свободная планировка с широким применением групповых посадок деревьев и кустарников. На смену геометрическим приходят живописные групповые посадки цветов, главным образом из многолетних культур. При умелом подборе многолетних растений цветение их продолжается с ранней весны до поздней осени. Многие многолетние растения цветут непродолжительное время, причем по окончании периода цветения некоторые из них имеют неприглядный вид. Поэтому там, где надо сохранить яркость красок в течение 2-2,5 мес, весной и летом высаживают однолетние растения.
Использование многолетних или однолетних растений определяется видом цветочного оформления и его художественным решением. Выбор вида оформления зависит от целого ряда архитектурно-планировочных условий, и в первую очередь от того, какое значение имеет цветовое оформление и какое место оно занимает в данном ансамбле. В одних случаях цветочное оформление - центр всей композиции, например в сквере перед крупным общественным зданием; в других - цветы обрамляют памятники, скульптуры, водоемы. Очень часто цветы используют в группе растений из деревьев и кустарников, иногда составляют группы из кустарников и цветов.
При выборе вида цветочного оформления в каждом отдельном случае тщательно изучают и учитывают все архитектурно-планировочные и художественные задачи.
Большое значение имеют условия обозрения цветочной композиции. Одно решение может быть принято при создании цветочного оформления городской улицы или площади, которое будут видеть прохожие или проезжающие мимо пассажиры. По-другому решается цветочное оформление, если им предполагают любоваться с террас, балконов и из окон домов. Наконец, решение (в известной степени) может определяться тем, на каком расстоянии будет находиться зритель, т. е. он будет близко подходить к данной цветочной композиции или смотреть на нее издали.
Самое важное в композиционном решении цветочного оформления любого вида - это подбор и размещение растений. При этом приходится определять рисунок отдельных элементов и всей композиции в целом, а также устанавливать размеры ее компонентов.
Прежде всего надо установить перечень растений данной композиции, решив, будут в ней использоваться красивоцветущие кустарники и деревья, одни однолетние цветы, либо, наоборот, одни многолетние, или те и другие. Сирень, чубушник, шиповник, розы и другие красивоцветущие кустарники во многих случаях могут занимать значительное, а иногда и ведущее место в композиции оформления. Немаловажную роль в нем играют и цветущие деревья. Достаточно вспомнить весеннее убранство сквера перед Большим театром в Москве, где раскидистые и сплошь усыпанные цветами кроны яблонь не уступают по декоративному эффекту большим массивам чудесных тюльпанов, высаженных у их подножия.
Надо также подобрать растения по времени цветения. В каждом отдельном случае важно найти правильные и наиболее эффективные цветовые сочетания (с учетом сроков цветения).
Важно помнить о том, что цветочные растения в сочетании друг с другом обладают различными свойствами: красный, желтый и оранжевый с розовыми оттенками как бы приближают к зрителю поверхности, окрашенные в эти цвета; удаление, углубление поверхности свойственно синему цвету и его оттенкам. Белый, серый и черный цвета как бы усиливают, подчеркивают те, которые расположены рядом с ними, а цвета, близкие по гамме, обогащают и развивают ведущий среди них цвет.
Сочетания различных окрасок могут быть контрастными или нюансными, гармоничными или дисгармоничными. Основные цвета с дополнительными создают гармоничные сочетания (красный с зеленым, желтый с фиолетовым, синий с оранжевым).
При решении конкретных задач цветочного оформления необходимо также учитывать фон поверхности, на которую проектируются цветущие растения. Приемы создания фона могут существенно повлиять на общую гармонию цветочного оформления. Чаще всего газон имеет зеленый цвет. Некоторые цвета (белые, голубые, светло-желтые, оранжевые, ярко-красные) кажутся на фоне газона ярче, а другие (синие, фиолетовые, темно-красные) бледнеют и становятся менее выразительными. Но то и другое впечатление создается только при условии, если газон имеет ровную однотонную поверхность, густой и низко подстриженной травостой.
Довольно часто фоном цветочного оформления служит земля условно-черного цвета. На этом фоне все краски воспринимаются ярко. Для создания нужного фона землю нередко посыпают так называемыми «мертвыми», или инертными материалами (песком различных расцветок, гранитной или мраморной крошкой, толченым кирпичом) или покрывают плитами разнообразной расцветки. Фоном могут быть не только поверхности, на которых размещены цветущие растения, но и объемные элементы окружения - листва деревьев и кустарников различной окраски, стволы и ветви растений, а также зданий и таких сооружений, как подпорные стены, балюстрады и т. п. С цветовой характеристикой всех этих компонентов окружения надо считаться при создании цветочного оформления.
Существенное влияние на выбор и размещение растений оказывает их объемная характеристика, например высота и ширина куста, размеры соцветий и т. д.
Успехи или неудачи в цветочном оформлении определяются прежде всего качественными показателями, т. е. правильным решением художественных и агротехнических вопросов. Вместе с тем необходимо установить ориентировочные нормы, которыми можно пользоваться при проектировании цветочного оформления. Без этих норм невозможно также планирование городских цветочных хозяйств. Анализ проектных предложений позволяет установить такие количественные показатели цветочного оформления.
В зависимости от значения того или иного объекта, его размещения в городе, размеров территории и архитектурно-планировочного решения удельный вес цветников в одних и тех же категориях насаждений может заметно колебаться. Средние нормы удельного веса цветников (% к общей площади озелененных территорий) следующие: в парках площадью более 10 га - 1, до 10 га - 2, в городских и микрорайонных садах - 2, в скверах и на бульварах - 3, в насаждениях ограниченного пользования - 0,5.
Каменные композиции оформления садов и парков
Для создания декоративных композиций рокариев и альпинариев широко используют камни природной формы.
Наилучшим материалом для декорирования городского ландшафта являются крупные камни твердых горных пород - гранит, песчаник, известняк. Хорошо смотрится в композициях и туф. Следует избегать применения колотых камней, которые резко контрастируют с окружающим ландшафтом.
Величину и число камней выбирают в соответствии с размерами участка и увязывают с окружающей растительностью, объектами малых архитектурных форм, водоемами и пр.
Выразительны группы камней, которые составляют законченную композицию, хорошо вписывающуюся в окружающий ландшафт. Группируя камни, следует добиваться объемности композиции. Каждая группа камней по своей композиции должна быть индивидуальной, т. е. различной по размеру, соотношению плоскостей и т. п.
Возможных решений может быть много, например камни укладывают с нависанием, большие глыбы нагромождают на малые по размерам камни, один камень оставляют в естественном состоянии, а другому придают простую, удобную для сидения форму и т. п. Интересно может смотреться уголок отдыха в живописном затененном месте, оборудованный с применением камней и колод старых деревьев.
Очень важно разместить камни так, как они обычно встречаются в природе. Плитняк, например, кладут послойно, валуны неправильной формы размещают свободно с учетом общей композиции, углубляя в землю более тяжелую сторону. При создании каменных композиций следует брать камни одной породы.
В сочетании с камнями используют древесно-кустарниковые растения, сосну горную, ель обыкновенную и ее формы, тую западную и ее формы, сосну крымскую, тисс ягодный, можжевельник обыкновенный, виргинский, казацкий, березу бородавчатую, рябину обыкновенную, кизильник горизонтальный, юкку нитчатую, форзицию свисающую, дрок красильный и др. В качестве цветочных растений используют алиссум скальный, иберис вечнозеленый, флокс шиловидный, ясколку войлочную, арабис кавказский, дороникум восточный, обристу, очитки и многие другие.
Камни группируют по-разному. Изменяя положение отдельных компонентов, создают разные варианты каменных композиций.
В практике встречаются различные варианты включения камня в композицию городских зеленых насаждений, но во всех случаях он должен способствовать выявлению задуманной идеи пейзажа.
Архитектурные элементы оформления садов и парков
Сады и парки создают не только из живых материалов. Содержание и облик зеленых пространств дополняют различные сооружения и малые формы архитектуры. Малые формы садово-парковой архитектуры - это элементы художественного оформления объекта, объединенные общим стилем и выполняющие утилитарные функции (фонари, ограждения, скамьи, фонтаны, беседки, вазы и др.). Любой архитектурный элемент, от крупного павильона до вазы или скамьи, должен украшать участок зеленых насаждений, разнообразить и гармонически сочетаться с главным - зеленью, не вносить разнобой в окружающую среду.
Входы. Если их оформление не зависит от ансамбля окружающей застройки, то решать входы следует в основном той же зеленью.
Ограды по периметру ставят лишь в случаях действительной их необходимости. Они должны обладать высокими художественными достоинствами.
Фонтаны обычно устраивают на видных, ответственных местах и они выполняют роль доминирующего элемента. Фонтан - принадлежность регулярного сада, парка и является его динамической скульптурой.
Скульптура, как и фонтаны, украшает зеленые пространства, вносит разнообразие, обогащает, являясь произведением искусства. Она должна воздействовать на настроение человека.
Вазы - тоже скульптура, но наиболее близкая зелени, для оформления парков необходимо подбирать только высокохудожественные образцы.
Не надо стремиться к перенасыщению зеленых пространств фонтанами, скульптурой и вазами.
Каскады, террасы - прием обработки перепадов рельефа с использованием падающей воды и растений, высаженных ярусами.
Перголы и берсо - это крытые аллеи из растений, вьющихся по деревянным, металлическим или иным остовам. Перголы в основном принадлежность регулярных парков. В качестве вьющихся растений используют дикий виноград, хмель, турецкие бобы, ипомею и др.
В современных садах встречаются легкие декоративные перголы с несущей основой из железобетона. Во всех случаях пергола должна быть красива даже без зелени.
Назначение пергол - отдых в прохладной тени и парадное соединение различных участков сада или парка.
Вьющиеся и цепляющиеся растения - принадлежность не только пергол. Они могут покрывать беседки, трельяжи, стены более крупных садово-парковых сооружений.
Подпорные стенки и лестницы - желательный элемент озелененных территорий, так как свидетельствует о неровном рельефе, который сам по себе является украшением сада, парка.
Скамьи - необходимая принадлежность любого озелененного участка.
Стенды, как и другие элементы, должны гармонировать с зеленью и подчиняться ей.
Беседки должны быть легкими, изящными.
Киоски размещают в местах большого скопления народа.
Парковые дорожки
Планировка парка, трассировка его дорог зависят от организации рельефа территории и часто играют существенную роль в его преобразовании.
Прогулочные дорожки, собранные в пучок, могут быть различной кривизны. Следует помнить, что начертание дорог зависит от их пропускной способности. Так, основные дороги, рассчитанные на массовый поток посетителей, будут иметь плавные очертания.
Покрытия парковых дорожек помимо прочности должны удовлетворять санитарно-техническим требованиям: не перегреваться, не пылить, быть мягкими и упругими при ходьбе. Асфальтовых покрытий следует здесь избегать, так как поверхность асфальта в летние дни сильно перегревается, медленно отдает тепло и жестка для пешеходов. Кроме того, с эстетической точки зрения ее однообразная темная поверхность плохо гармонирует с зеленью и цветами.
Санитарно-техническим требованиям и требованиям прочности в наибольшей мере отвечают парковые дорожки из укатанного щебня или гравия. Добавление примесей может дать разнообразие цвета и фактуры. Следует широко применять мощения из плитняка, естественного камня, брекчии, бетона с вкраплением плитняка, керамики, из цементно-песчаной плитки.
Дороги и площадки занимают около 15 % всей территории парка. Минимальная ширина дорожек прогулочного типа - тропинок - 1-1,5 м. Ширина главных аллей определяется интенсивностью пешеходного движения. Обычно аллеи проектируют шириной 4-10 м. Хозяйственные проезды проектируют с таким расчетом, чтобы избежать сквозного проезда грузового транспорта через парковую территорию: они должны иметь твердое покрытие. Ширину проезжей части принимают 3,5 м при одностороннем движении и 6 м - при двустороннем. Пожарные проезды могут совмещаться с хозяйственными проездами.