Необходимость и возможность восстановления памятников садово-паркового искусства. Необходимость восстановления ценных парковых ансамблей и усадеб диктуется рядом обстоятельств. Прежде всего они являются памятниками садово-паркового искусства, свидетелями истории и составляют неотъемлемую часть общего исторического наследия нашего народа. Кроме того, они играют важную роль в формировании исторического и художественного облика наших городов и музейных комплексов. Композиционно-пространственное построение, архитектурно-художественное решение и воплощение делают значительную часть этих насаждений истинными произведениями искусства и характеризуют как уровень развития садово-паркового искусства в России, так и талант их создателей. К тому же большинство этих памятников является одновременно составной частью и существует в едином комплексе с памятниками архитектуры, которые утрачивают часть своей ценности без присущего им паркового обрамления. Многие из них представляют собой удивительные образцы сочетания искусственных сооружений с естественной природой и включают уникальные элементы природного ландшафта, также требующие сохранения. Часть парков сохранила первоначальные насаждения деревьев-долгожителей.
Большинство парков создано на территории нашей страны в XVIII-XIX веках и к настоящему времени утратило большую часть насаждений, в значительной степени изменило свою пространственно-композиционную организацию и коренным образом свое функциональное назначение и форму использования.
Значительное место среди памятников садово-паркового искусства занимают и парки, входящие в состав мемориальных комплексов и требующие сохранения в силу этой принадлежности.
Одновременно одной из главных причин необходимости восстановления и сохранения подобных объектов является и то, что почти все насаждения этого типа в городах входят в состав насаждений общего пользования и используются как территории музеев, санаториев, больниц и других учреждений и выполняют большую функциональную нагрузку, в частности в качестве мест массового отдыха трудящихся и объектов туризма. Без реставрационных и реконструкционных работ они не могут быть приспособлены к выполнению новых функций в системе озеленения города, теряют декоративность и распадаются.
Территории отдельных памятников садово-паркового искусства расчленены, находятся в ведении различных, иногда многочисленных организаций, хаотично застраиваются, не обеспечены надлежащим уходом, находятся на грани исчезновения и могут быть полностью утрачены в ближайшем будущем, если не предпринять экстренных мер к их сохранению и восстановлению.
Одной из таких организационных мер является выявление и постановка на государственную охрану объектов садово-паркового искусства. Они могут быть учтены как памятники садово-паркового искусства на уровне республики, края, области и даже страны, в этом случае на них распространяются соответствующие охранные законодательства и положения. Парки также включаются в существующие системы музеев или курортов, что позволяет регулировать посещение и создать условия для их сохранения.
В то же время необходимо принятие и радикальных мер, направленных на сохранение и восстановление памятников садово-паркового искусства. Такими радикальными мерами являются реставрационные работы.
Проведение реставрационных работ обосновывается целым рядом объективных факторов: художественно-исторической ценностью объекта, его уникальностью; необходимостью создания единого ансамбля паркового насаждения с памятниками архитектуры, истории, культуры, значением последних в национальном общенародном достоянии; существованием объекта по его историческому адресу; возможностью выполнения научно обоснованных реставрационных работ; отсутствием кардинальных ландшафтных, визуальных и территориальных изменений; степенью урбанизации и загрязнения окружающей среды и др.
Целесообразность реставрации обосновывается и соответствием ее общим социальным планам развития района размещения памятника, туристско-экскурсионного, лечебно-оздоровительного использования и т. п.
В рамках данного раздела в целях унификации названия и упрощения изложения все насаждения, имеющие историческую, художественную, мемориальную и другую ценность и требующие восстановительных (реставрационных) работ, называются «памятниками садово-паркового искусства» (ПСПИ), если текст не требует введения более определенного термина.
В тех же целях в дальнейшем для всех видов работ с ценными парковыми насаждениями будет употребляться термин «реставрация», несмотря на то, что зачастую речь может идти о более сложных явлениях, которые одновременно могут являться и реставрацией, и реконструкцией, и адаптацией, и восстановлением.
Классификация памятников садово-паркового искусства. Памятники садово-паркового искусства весьма разнообразны и в большинстве своем являются оригинальными авторскими творениями.
В то же время существует ряд признаков, позволяющих осуществить некоторую дифференциацию объектов садово-паркового искусства, их классификацию, в какой-то степени определяющую принципы подхода к реставрации.
Памятники садово-паркового искусства классифицируются по следующим признакам:
ценность - историческая, архитектурная, художественная, дендрологическая:
время создания - старинные, современные;
степень урбанизации местоположения объекта - город, поселок, сельская местность;
градостроительное окружение и роль в системе озеленения;
стиль пространственно-композиционного решения - регулярный, ландшафтный (пейзажный), смешанный;
степень сохранности - хорошая, фрагментарная (частичная), плохая;
характер использования в настоящее время;
профиль использования после реставрации.
Классифицировать памятники садово-паркового искусства следует и по масштабу реставрации: полная, частичная, с элементами реконструкции и т. д.
Имеют значение и такие факторы, как, например, ведомственная принадлежность. Например, значение памятника определяется его ценностью, ведомственная принадлежность - характером использования и т. п.
Предпроектные изыскания. Работа по реставрации включает целый ряд последовательных этапов: архитектурно-реставрационного задания, предпроектные изыскания, составление проекта, его осуществление в натуре, формирование насаждений и уход за ними, организация режима охраны и использования.
Опыт проектирования реставрационных работ ленинградскими организациями показывает, что в реставрации памятников существуют два начала проектных работ. Первый путь обычный: проектное задание - изыскания - проектное решение. Второй путь, вызванный особенностями реставрируемых объектов и методов реставрации, заключается в том, что вначале осуществляются в том или ином объеме и наборе первичные изыскания, а на их основе выбирается метод реставрации и составляется архитектурно-реставрационное проектное задание, после чего завершаются изыскания и составляется проект реставрации. Во втором случае может быть вначале сформирована только цель реставрации или признана ее необходимость и т. п.
Помимо реставрационного задания, официально называемого «Плановое задание на реставрацию и восстановление», одним из главных исходных документов является историко-архитектурный опорный план памятника, утвержденный государственными органами охраны памятников.
Предпроектные изыскания имеют цель получить достоверные сведения о реставрируемом объекте (или его аналоге), позволяющие определить стиль построения, общую композиционную идею и воссоздать облик памятников в период создания или расцвета, и составить всестороннюю, всеобъемлющую характеристику его состояния и окружающей среды к моменту начала реставрационных работ.
Изучение существующей ситуации слагается из следующих аспектов:
комплексной характеристики ландшафта (характеристики рельефа, его естественной структуры, изменений при создании - архитектурной обработке и последующей эксплуатации, в частности состояние и сохранность террас, горок, валов, утесов и т. п., их происхождение);
пространственно-композиционной оценки (стиль и степень сохранения восстанавливаемой композиционной структуры, наличие ее следов или возможности их обнаружения; глубина просматриваемости ландшафта, структура насаждений, сохранение первоначальных границ объекта и т. п.);
определения характера и степени утрат в пространственно-композиционном и дендрологическом облике;
характеристики гидрологического режима территории (структура и границы водной системы, состояние наземных водоемов и источников водоснабжения, уровень залегания грунтовых вод, степень подтопления и затопления по временам года и другие инженерно-геологические условия):
характеристики почвенных и других природных условий: физический и химический состав почв, величина плодородного слоя, характер подстилающих пород, микроклимат территории (включая характер инсоляции, температуру и влажность воздуха, аэрацию);
оценки состояния окружающей среды (ее загрязненности) в настоящее время и прогноза на будущее;
характеристики экологических связей в существующих биоценозах;
ландшафтно-композиционной инвентаризации насаждений (состояние, степень соответствия проектному решению реставрируемого объекта, естественное или искусственное происхождение);
подеревной инвентаризации (для участков с сохраняемой растительностью) с определением качественного состояния древостоя, его декоративности, возраста, жизнестойкости, степени соответствия дендрологическому составу насаждений времени создания объекта;
характеристики застройки и планов дальнейшего освоения объекта и прилегающей территории: наличие и состояние строений и сооружений, членение территории, нарушение композиции визуальными искажениями; схемы инженерного оборудования территории;
характеристики использования в настоящее время (ведомственная принадлежность, система землепользования, уровень рекреации, напряженность путей движения, места концентрации посетителей и т. п.);
характеристики градостроительной ситуации: роль объекта в системе озеленения города и формировании архитектурно-художественного облика местоположения, транспортная доступность, наличие других озелененных территорий, планы социального развития района, касающиеся памятника садово-паркового искусства и т. д.
Для оценки существующей ситуации используются различные методы исследования: геодезическая, топографическая и таксационная съемки, ландшафтная таксация, эстетическая оценка, аэрофотосъемка, картографирование, гидрологические и почвенные исследования, парковая археология и т. п.
Парковая археология, например, изучает остатки парковых сооружений, трассировку утерянных дорожек, их покрытия и т. п. Так, точное определение возраста старых деревьев или пней позволяет установить время создания или время проведения дополнительных работ по формированию памятника. Фундаменты сооружений также могут помочь в определении направлений основных и вспомогательных дорожек и аллей.
Другим предметом изыскания являются документы или другие источники, характеризующие объект в эпоху его создания или расцвета. К ним относятся библиографические и архивные материалы различного характера. Это прежде всего планы дворцовых, садово-парковых и усадебных комплексов, планы усадебных земель периода генерального межевания 70-80-х годов XVIII века, планы и схемы застройки городов и т. п. Облик памятников садово-паркового искусства или их фрагментов сохранился в иконографических источниках: картинах, рисунках, фотографиях.
К группе письменных источников относятся ревизские сказки, примечания к планам, бюджетные книги, отчеты, счета, купчие, мемуары, переписки и воспоминания старожилов, заметки в газетах, журналах.
Источником сведений может стать и имеющаяся документация по другим аналогичным историческим парковым композициям в стране или за рубежом, послужившим прообразом реставрируемого памятника или принадлежавших одному и тому же автору.
Очень важно установить тождество найденного или реконструированного по сумме источников графического решения рассматриваемому памятнику садово-паркового искусства, поскольку иногда существовало несколько проектных предложений или в принятое за основу предложение при реализации вносились существенные (авторские, заказчика) поправки. Часто имело место и дальнейшее совершенствование объекта в процессе эксплуатации до «момента расцвета».
В ходе проектных изысканий необходимо установить время и состояние объекта, которому должна соответствовать реставрация. Обычно за такую «точку отсчета» принимается или время завершения основного композиционно-пространственного замысла, или так называемый «момент расцвета». Установить «момент расцвета» позволяют воспоминания современников, временной анализ использования объекта, анализ исторической обстановки, построение «воображаемого» облика памятника в зависимости от возраста насаждений и т. п. В мемориальных парках реставрационные работы направлены на сохранение насаждений - современников лица или события, которому посвящен мемориал, или на восстановление облика насаждений на время, официально установленное соответствующим постановлением о мемориальности объекта.
В настоящее время можно говорить в основном о реставрации памятников садово-паркового искусства, созданных в XVIII-XIX веках, так как именно в это время садово-парковое строительство на территории нашей страны приобрело широкие масштабы.
Садово-парковому искусству России начала XVIII века присуща регулярная планировка парков, подчиненная центральной оси, как правило, перпендикулярной основному дворцовому (усадебному) сооружению. Подчеркнуто выделенная партерная часть членилась на квадраты и прямоугольники с использованием лучевой системы расположения аллей и дорожек. Широко применялись стриженые деревья и кустарники, живые изгороди, а также такие элементы, как боскеты, трельяжи, крытые аллеи, лабиринты, павильоны, беседки, фонтаны, скульптуры и ограды. Характерным был и цветочный партер со сложным рисунком и использованием инертных материалов. Сложная гидротехническая система и большое количество водных пространств дополняли парковую композицию.
С середины XVIII в. начинают преобладать пейзажные парки различного характера: романтические с пейзажем-декорацией, реалистические - с использованием естественного ландшафта, дендрологические - с коллекцией экзотической растительности. Последнее направление получило особенно широкое распространение в начале XIX в., когда был создан ряд ботанических садов. Парки этого периода постепенно все более приближаются к естественным насаждениям, гармонически связанным с окружающей местностью, подчеркивающим красоту местности и выявляющим все ее особенности. Значение различных архитектурных элементов и их количество в этот период уменьшаются, они используются с целью подчеркнуть красоту пейзажа.
Предпроектные изыскания имеют индивидуальный характер, что в каждом конкретном случае определяется множеством факторов. Так, при наличии исторических, графических материалов или при удовлетворительном сохранении пространственно-композиционной структуры объекта в натуре, объем предпроектных изысканий значительно сокращается. В ряде случаев отпадает необходимость проведения какой-либо части исследований, например, нет надобности в гидрологических исследованиях при отсутствии в парке сложной индивидуальной водной системы. Нет надобности проводить их, если мелиоративные службы уже осуществили соответствующие работы для данной территории в рамках большего региона.
Основное в объеме проектных изысканий - установить художественно-историческую ценность объекта, его уникальность, его значение и значение других компонентов мемориала в национальном общенародном достоянии.
Результаты исследований суммируются, как правило, в ряде картосхем или планов, характеризующих существующую ситуацию. В зависимости от характера и объема изысканий, а также методов работы может быть составлено несколько планов существующей ситуации: композиционно-пространственный, вертикальной планировки, почвенный, дендрологический и др. Графически они могут быть совмещены на одном-двух листах или каждый представлен индивидуально.
Параллельно составляются формы и ведомости, включающие необходимые описания и дополнения к картосхемам. Например, сводная оценочная ведомость древостоя, сводная ведомость ландшафтно-композиционных оценок и т. п.
Важнейшим завершающим этапом проектных изысканий является совмещенный план, включающий план существующей ситуации и план восстанавливаемого объекта, составленный по иконографическим и архивным материалам. Совмещение позволяет одновременно отразить то, что сохранилось на территории, а также все потери и возможную степень обратимости утраченного.
Совмещенный план позволяет выбрать метод реставрации и окончательно сформулировать или уточнить архитектурно-реставрационное задание.
Методика реставрационных работ и проект реставрации. Проект реставрации должен определить:
тип (режим) сохранения объекта-памятника: строгий охранный режим, строгий планировочный режим или свободный планировочный режим. Причем на территории ПСПИ в зависимости от конкретных условий могут быть выделены участки с различными режимами;
степень реставрации;
тип функционального использования в настоящее время и в перспективе.
Решение этих основных задач в комплексе определяет метод реставрации и проект реставрации.
Поскольку памятник является индивидуальным, как по пространственно-композиционным решениям, так и по особенностям природно-территориального расположения, функционального использования и уровню утрат, то и метод реставрации также является индивидуальным процессом.
Основные методы реставрации и сохранения могут быть разделены на консервативные и радикальные.
Консервативными методами являются консервация и адаптация. Консервация предполагает осуществление ряда мероприятий, направленных на сохранение и повышение жизнестойкости насаждений и сооружений объекта в существующем виде. Это относится в первую очередь к мемориальным памятникам, а также к хорошо сохранившимся объектам.
Адаптация - это выбор основной функции использования, наиболее соответствующей сущности памятника, его размерам, степени сохранности.
К радикальным методам реставрации относятся: полная, частичная реставрация и реконструкция.
Полная реставрация предполагает воссоздание всех или почти всех парковых композиций, в том числе водоемов, насаждений, парковой архитектуры, дорожек и т. п. Реставрация в данном случае предполагает, как правило, полный снос имеющихся насаждений и замену их новыми посадками, восстановление рельефа, водоемов и всей гидрологической системы (конечно, может быть предложена замена естественных источников-ключей искусственным водоснабжением). Полная реставрация может быть осуществлена на всей территории памятника или на отдельных его участках при наличии хорошо сохранившейся остальной территории. При хорошем сохранении насаждений под полной реставрацией понимается и процесс, заключающийся в прочистке насаждений, восстановлении дорог и т. п.
Полная реставрация, особенно со сносом насаждений, является очень трудным, трудоемким, долгим и дорогостоящим мероприятием и поэтому принимается лишь в отдельных уникальных случаях.
Основанием для предложения полной реставрации объекта являются:
уникальность, историческая ценность памятника, его ансамблевая связь с другими сооружениями;
сохранность территории, архитектурных сооружений, построек, рельефа, планировочной пространственно-композиционной структуры;
достаточность фактического и документального материала для восстановления первоначального облика.
Полная реставрация может осуществляться на основе сохранившейся пространственно-композиционной планировки, на воссозданной индивидуальной документации или по аналогам. Метод реставрации по аналогии применяется тогда, когда подлинные документы не сохранились или не найдены, не сохранилась и пространственная композиция в целом или полностью изменилась в результате последующей перепланировки, отмирания насаждений, не сохранилась территория в границах памятника, рельеф и другие отдельные элементы. Однако известны близкие, аналогичные работы автора объекта или известен прообраз памятника, позволяющие на основе сохранившихся элементов создать новый проект по аналогии с известными. Метод аналогии может быть применен не только при полной реставрации, но и при других ее видах.
Частичная реставрация осуществляется в тех случаях, когда полная реставрация почему-либо неосуществима: например, первоначальная планировка сохранилась лишь фрагментно, достаточно достоверной и полной документации не найдено, необратимо утрачена часть территории, значение объекта недостаточно велико и несоизмеримо с уровнем затрат на полную реставрацию, существующее или планируемое функциональное использование объекта невозможно адаптировать к характеру памятника; значительны и необратимы визуальные нарушения, вводимые окружающей застройкой; существующие насаждения, хотя и не соответствуют первоначальному облику памятника, но находятся в хорошем состоянии и способны просуществовать еще много лет и т. п.
К факторам, определяющим степень возможного восстановления, могут быть отнесены, например, отсутствие технических средств воссоздания архитектурных или гидротехнических сооружений, необходимость значительного увеличения пешеходной и транспортной пропускной способности, ограниченность финансирования и т. п.
При частичной реставрации сохраняются основы композиции объекта, его замысла, которые могут быть дополнены и в некоторой степени изменены в связи с происшедшими территориальными, экономическими, функциональными и другими изменениями ситуации.
Реконструкция - третий метод восстановления ПСПИ. Различаются два вида реконструкции:
с сохранением «стиля» памятника на всей территории объекта (ретрореконструкция);
с воссозданием в этом стиле (в стиле времени) небольших, отдельных элементов и ассоциаций.
Ретрореконструкция предполагает восстановление общего композиционного стиля существовавшего памятника: типичной системы аллей (лучи, звезды, кварталы и т. п.), композиционных центров, водных устройств, создание перспектив и видовых точек на сохранившиеся элементы архитектуры или окружающую местность на всей территории объекта.
Реконструкция с воссозданием отдельных элементов или созданием (сохранением) ассоциативных связей обычно сопровождается полной перепланировкой территории.
Перепланировка может быть осуществлена в ходе эксплуатации или заложена в проекте в связи с изменением функции и градостроительной ситуации.
Подобная реконструкция заключается в воссоздании отдельных элементов на небольших участках (например, партеров с рисунком из камня), устройстве новых элементов по ассоциации с некогда существовавшими (например, создание на территории объекта небольшого пруда, напоминающего былую систему водоемов и т. п.). Новые элементы, фрагменты должны гармонировать с существующими, соответствовать окружающей среде.
Ретрореконструкция применяется при полном изменении пространственно-композиционного облика, утрате значительной части территории, совершившемся коренном изменении функции, вторжении сооружений, сопровождающих эти функции.
Индивидуальный характер каждого объекта может потребовать применения не одного какого-либо метода реставрации, а нескольких - на различных своих участках.
Проект может предлагать одновременное проведение реставрационных работ или их поэтапное осуществление. Для регулярных парков или участков более приемлема, как показала практика, одновременная работа на всем реставрируемом участке - снос всех насаждений, разработка рельефа, устройство водной системы, дорог, посадка новых растений.
Поэтапное воссоздание осуществляется в насаждениях, обладающих на момент начала реставрационных работ достаточной жизнестойкостью и декоративностью, но в которых имеются большие поздние наслоения и значительные изменения по сравнению с первоначальным обликом. Этот метод более пригоден для пейзажных, ландшафтных парков. Поэтапно могут восстанавливаться отдельные участки композиции или постепенно видоизменяться - формироваться весь облик парка. В последнем случае насаждения и другие наслоения постепенно вырубаются, убираются с одновременной подсадкой проектируемых растений. Со временем происходит смена насаждений и их формирование в соответствии с первоначальным обликом.
Некоторыми особенностями отличается подход к восстановлению и содержанию насаждений мемориальных памятников, которые у нас в стране часто представлены музейно-усадебными комплексами. В них гораздо большее значение придается сохранению всех насаждений, обладающих мемориальностью, независимо от состояния: единичные экземпляры деревьев, аллеи, группы, массивы. Сохранение мемориальных насаждений дополняется восстановлением утраченных элементов композиции и ландшафта. Продлению жизни мемориальных насаждений способствует продуманное, функционально обусловленное благоустройство территорий.
Проект реставрации включает все предусмотренные официальными положениями документы.
При реставрации в первую очередь восстанавливается общая пространственная структура (стиль объекта, его рельеф, водные пространства, сооружения) как главный признак памятника, затем композиция и структура насаждений, и наконец - дендрологический состав. Это основополагающий принцип проектирования реставрационных работ.
Стиль должен быть восстановлен непременно во всех случаях реставрации, при всех методических подходах. Композиция насаждений восстанавливается в той или иной приближенности к первоначальному облику в зависимости от метода реставрации. Дендрологический состав может изменяться в зависимости от состояния существующих насаждений и их соответствия выполняемой по первоначальному проекту функции. Например, объект резко отграничивался от окружающей территории массивами насаждений и функция их заключалась в зрительном ограничении пространства, с одной стороны, и в создании впечатления от массива как от начала опушки далеко простирающегося леса, насаждения. В этом случае породный состав массива не имеет значения, а важна его плотность. Или, наоборот, насаждения должны были подчеркнуть рельеф местности, зрительно увеличить возвышенности. В этих случаях обычно использовались хвойные и их следует восстановить.
Кроме того, за долгие годы существования памятника искусственно созданные насаждения подчинились естественному процессу развития и приблизились к состоянию саморегулирующейся системы, которой является лес. Поэтому при определении дендрологического состава следует учитывать естественное чередование пород и, если оно не ухудшает эстетических и санитарно-гигиенических качеств насаждений, использовать этот процесс в проектных предложениях.
Как уже говорилось выше, первым этапом проектных предложений можно рассматривать составление совмещенного плана территории. Проектные работы должны базироваться также на схеме расположения ранее существовавших «перспектив» и «видовых точек». Анализ в этом отношении полученных в предпроектных изысканиях материалов позволяет восстановить композиционное построение объекта.
Так, сохранившиеся здания, фундаменты или следы их местоположения позволяют предположить основные ракурсы их осмотра, глубину видимости и т. п. и таким образом воссоздать существовавшие перспективы, их направление. В дворцово-парковых комплексах необходимо определить архитектурные и другие доминанты, их связи и взаимоотношения для воссоздания утраченных парковых композиций.
В проектировании используется прием разграничения зон влияния архитектурных и других сооружений. Зона влияния архитектурного сооружения обладает таким важным качеством, как постоянство, позволяющим широко и правомочно использовать ее в процессе реставрационного проектирования. Величина и характер зоны определяются значимостью, размерами и другими особенностями сооружения. При этом обычно одно из сооружений комплекса, например дворец, водное пространство и т. п., является доминантой всего комплекса. Однако в отдельных частях парка могут существовать и существуют свои доминанты.
Процесс проектирования включает и пространственно-композиционное районирование: выделение регулярных, пейзажных, террасных, прибрежных и т. п. районов. Пространственно-композиционное районирование осуществляют на основе исходной ситуации, но с учетом сегодняшних возможностей восстановления и задач использования в дальнейшем.
Районирование обычно тесно связано с функциональным зонированием, зависящим от форм использования территории: музейная, музейно-мемориальная, санитарно-курортная, многофункциональная и др., а также от режимов пользования - строгий охранный (заповедный), строгий планировочный и свободный планировочный.
Дворцово-парковые и усадебные комплексы в России создавались для условий ограниченного пользования и их территории не способны, как правило, вынести нагрузки, связанные с современными формами использования, поэтому при проектировании необходимо найти «порог» рекреационной нагрузки и возможности рассредоточения посетителей. С этими целями перестраивается и дополняется система аллей, дорог и площадок в зонах обслуживания и отдыха, организуются обзорные маршруты и т. п. Хозяйственные сооружения и проезды концентрируются на границах объекта или на прилегающих территориях, при этом рекомендуется создание раздельной сети прогулочных дорог и аллей и хозяйственных проездов для обслуживания предприятий питания, торговли.
Процесс проектирования реконструкции включает композиционный и дендрологический анализ структуры насаждений, в котором определяются цели создания массивов, кулис, солитеров, пергол и др. При этом учитывается как видимая, истинная «функциональность» элемента, так и дань существующей моде, стилю, подражанию «образцам» и т. п.
При дендрологическом анализе насаждений уточняются цели использования именно этих пород: для создания «стен», «горок», «пирамид», по контрасту с газоном, с другими насаждениями, для подчеркивания границ объекта, участка, в качестве фона или, наоборот, акцента, привлекающего внимание. При создании «стен» необходимо выяснить, почему были использованы, например, ели, а не сосны или лиственницы, и наоборот. Например, липы в стриженых шпалерах использовались не только по аналогии с французскими и немецкими парками, а и в силу своей долговечности (100-150 лет вместо 20 лет у большинства кустарников) и возможностей постоянного хорошего формирования, заложенных в природу липы. Однако для шпалер был необходим специально сформированный посадочный материал - кустовая форма липы в молодом (5-8 лет) возрасте с несколькими стволиками, с тем чтобы создать сплошную зеленую кулису, начинающуюся у самой земли и избежать в будущем появления могучих оголенных стволов. Такие шпалеры требуют постоянного специального высококвалифицированного и дорогостоящего содержания.
При всех видах реставрации существующие насаждения, если они находятся в хорошем состоянии, могут быть использованы в качестве основы для формирования массивов и групп деревьев.
При пространственно-композиционном формировании насаждений необходим учет их возрастной трансформации, связанной со значительным увеличением размеров и плотности.
Особое место в реставрационных работах занимает сохранение уникальных старовозрастных деревьев. Судьба каждого из них определяется конкретной ситуацией, степенью уникальности и жизнеспособности.
Проектные работы включают гидрологические предложения, в которых должны быть учтены источники водоснабжения, указаны приемы сохранения водного зеркала, характер дна, создание водонепроницаемых пробок, укрепления береговой линии, а также меры по обеспечению водообмена, регулированию стоков, предотвращению паводков и др.
Требования к работам по реставрации и содержанию насаждений.
Процесс реставрации и последующее содержание восстановленных насаждений диктует два непременных условия:
1. Обязательность и постоянство авторского надзора на всех этапах работ, начиная от вырубки и посадки до последующего формирования и ухода за насаждениями.
2. Осуществление реставрационных работ специализированной строительной организацией или ее подразделением.
Специализация вызывается сложностью реставрационных работ, их высокой квалификационной тарификацией, приближенностью к искусству. Например такие работы, как устройство дренажей, инертных партеров, фигурная стрижка, закладка партерных газонов с заданным профилем и др., требуют специальных знаний, высокой квалификации и большого опыта.
Специализированная строительная организация должна иметь соответствующий набор машин и механизмов или возможность их привлечения.
Помимо тракторов, бульдозеров, ямокопателей, грейдеров, фрез, катков, плугов, сеялок и газонокосилок, при реставрационных работах нужны механизмы по корчевке и дроблению пней, вышки для лечения и обрезки высоких деревьев, для стрижки кустарников и других живых изгородей, автокраны различной мощности и др.
Насаждения массивов и куртин создаются путем посадки крупномерных саженцев. В аллейных посадках наиболее рациональным является одновременная замена не только выпавших, но и сохранившихся деревьев, что не нарушает визуального единства аллеи с использованием взрослого однородного крупномерного посадочного материала. При незначительных выпадах в аллеях и хорошем состоянии остальных растений возможны подсадки отдельных взрослых деревьев вместо выпавших. Возможен и такой вариант, когда в аллее сохраняется несколько единичных уникальных старых деревьев, а большая часть аллейных посадок создается заново.
Солитеры и небольшие древесно-кустарниковые группы, требующие замены растений, дублируются путем посадки молодых растений на некотором удалении от существующих, лучше с южной стороны, чтобы развитию растений не мешал полог насаждений или его тень.
При восстановлении рельефа используются подсыпка и выемка грунта, восстанавливаются насыпи, откосы, лестницы, создаются противопожарные укрепления.
Содержание зеленых насаждений включает следующие процессы: постоянное формирование и стрижка растений в шпалерах, перголах и т. п., подсадка и формирование подсаженных дублеров, своевременное удаление отмирающих растений, постоянное удаление самосева, корневых отпрысков, прореживание групп и массивoв, вырубка и обрезка растений для сохранения созданных перспектив, лечение старых деревьев, уход за кадочными растениями, уход за партерами, в том числе из инертных материалов, уход за газонами и цветниками, уход за гидротехническими сооружениями, скульптурами и другими малыми архитектурными формами.
Реставрация объектов садово-паркового искусства требует организации охраны воссозданных памятников.
Можно выделить три категории режима охраны территории. Строгий охранный (заповедный) режим, при котором разрешается лишь ограниченное пользование в виде организованных экскурсий по определенным маршрутам и полностью запрещаются все виды современного строительства и благоустройства.
Строгий охранный режим распространяется, как правило, на ограниченной территории композиционного центра ПСПИ, в котором уже осуществлена реставрация или возможно осуществление такой реставрации в дальнейшем, композиционно-структурные утраты незначительны или вполне восполнимы.
Вторая категория режима - строгий планировочный (застроечный) режим. Он распространяется на ту часть территории, где обеспечено сохранение основной пространственно-композиционной структуры и разрешается включение дополнительных элементов строительства и благоустройства (добавочные тропы, дорожки, небольшие детские площадки и площадки отдыха, павильоны и др.), не искажающие сложившуюся структуру. Режим использования - свободный, по дорожкам и тропинкам, но без устройства пляжей, стоянок.
Третья категория режима - территория свободного планировочного (застроечного) режима; к ней относится та часть объекта, где произошли наибольшие изменения и существовавшая пространственно-композиционная структура утрачена полностью или большей частью.
Эта территория может рассматриваться как буферная при переходе к неохраняемым территориям и использоваться как зона активного отдыха, быть компенсатором за более строгий охранный режим на остальной территории. Она может быть даже прибавлена к территории существующего памятника, а насаждения на ней созданы вновь. В зоне свободного планировочного режима разрешается строительство различных сооружений, в том числе жилых и общественных зданий и т. п., визуально не нарушающих восприятие объекта.